Татьяна Королева
Опыт работы по воспитанию гражданской позиции у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с ближайшим окружением
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по воспитанию гражданской позиции у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с ближайшим окружением
В настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Публикация «Опыт работы по воспитанию гражданской позиции у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с ближайшим окружением» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Проанализировав результаты анкетирования и диагностики родителей и детей, мы увидели важность гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе, микрорайоне, с другой стороны.
Поэтому мы поставили перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом, микрорайоном.
Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
- организовать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создали макет детского сада с ближайшим его окружением, макет «Перекрёсток (ул. Стрелковая)» атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.
- знакомить с достопримечательностями Нижнего Новгорода, развивать желание как можно лучше узнать свой микрорайон, город.
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, детскому саду, улице, городу. Способствовать становлению и сплочению детского коллектива, семьи.
- воспитывать чувство гордости и уважение к людям труда ближнего окружения.
- воспитывать бережное отношение к городу, природе.
Вся работа рассчитана на несколько этапов и начинается, как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, с совсем «малой Родины», то есть с ближайшего окружения ребенка, с его семьи.
Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию реализуется в течение нескольких лет (с младшей группы, где в основном ведётся работа по ознакомлению с семьёй). дальнейшая планируемая работа разбита на три этапа: в средней, в старшей и подготовительной группах.
Начиная работу в средней группе поставили перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией. Знакомили детей с внутренней организацией детского сада («Что такое детский сад?», наличием разных возрастных групп, с людьми разных профессий, работающих в детском саду (целевое посещение кухни, медкабинета). Параллельно с этим проводилась работа по сплочению детского коллектива в группе («Дружба не кончается», «Про дружбу, заботу и помощь», «Два жадных медвежонка»). Совместно с детьми нами было придумано название нашей группы – «Радуга». И её девиз «Все мы вместе собрались и как радуга зажглись». Так же воспитывали у детей заботливое отношение к малышам. Дети охотно делали подарки малышам («Ушастые пирамидки для малышей», «Посуда для ребят»). Обобщающим мероприятием по этой теме стало празднование «Дня рождения детского сада», к которому дети активно готовились («Осенний ковёр в подарок», «Угощение к Дню рождения», «Нарисуй наш детский сад», «Картинки для шкафчиков»)
Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки по территории детского сада. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование «Наш участок», «Горки», «Дети гуляют», «Наши дома», аппликация «Наша берёзонька», «Рябиновые бусы» «Наши дома», рисование «Гроздь рябины», «Нарисуй наш детский сад», лепка «Золотая рыбка»).
На этом же этапе происходит знакомство с русской народной сказкой, пословицами, потешками, загадками («Пошла Поля полоть…», «Народные песенки, потешки, заклички»). Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают бусы из рябины, украшают сарафан, рисуют весёлых матрёшек, филлимоновских козликов и петушков. На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой, поют народные песни, играют в игры народного характера; инсценируют русские народные сказки, потешки. Используют дидактические игры («Расскажи сказку», «Шкатулка поговорок», «Сложи узор», «Укрась фартук, матрёшку»). В нашем детском саду много хороших традиций: празднование Дня рождения детского сада, Масленицы, Колядок в которых дети активно и охотно участвуют.
Далее знакомим с новым: улицами, прилегающими к территории детского сада, микрорайоном, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе».
В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты, макеты («Наш Кремль», «Наш микрорайон»); строительные игры («Мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы», сюжетно-ролевые (торговый центр, салон красоты, ателье) и подвижные (жмурки, прятки, сапожник, царь-горох и др.)
На занятия по ознакомлению с природой дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом мы читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, Итоговым мероприятием по этой теме явилась игра-путешествие «Это он, это он – мой родной микрорайон», где дети охотно рассказывали про свои любимые места для прогулок в микрорайоне зайке, приглашая его в гости.
Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка. Участие родителей и детей в разнообразных конкурсах: рисунков «Вот как весело живем», «Зимняя сказка» (по сказке «Морозко», конкурс «Письмо Деду Морозу про детский сад», изготовление поделок из природного материала «Лесная сказка».
В беседах предлагаем родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк родного микрорайона, это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии. На основе этих фотографий была оформлена фотовыставка «Это он, это он – мой родной микрорайон» с рассказами детей о достопримечательностях нашего микрорайона. Так же была выставлена стендовая информация для родителей «С чего начинается Родина».
Всё это способствует становлению и сплочению семьи, воспитанию любви к своим родным.
В результате дети средней группы свободно могут ориентироваться в своем микрорайоне.
• Осознанно относятся к праздникам семьи, детского сада, города, с удовольствием готовятся к ним.
• самостоятельно применяют полученные знания в различных видах творческой, продуктивной, коммуникативной деятельности.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступному пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины. Поэтому для достижения этой цели мы готовы продолжить начатую работу в следующих возрастных группах.