Анастасия Шкрябина
Родительское собрание «Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание по теме :
"Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой"
талантливые читатели,
как и писатели»
С. Я. Маршак
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;
• актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;
• обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;
• активизация речевого общения в семье с помощью художественной литературы.
Предварительная работа:
1. Подготовка сценария собрания.
2. Оформление выставки словесных игр для развития речи детей. 4. Анкетирование родителей.
5. Инсценировка сказки.
6. Подготовка афиши, пригласительных, буклетов, рекомендаций.
7. Подготовка буклетов: "Словесные игры в детском саду и дома".
Ход собрания
1 Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители и дорогие гости! Мы рады вас приветствовать в нашем детском саду! Сегодня мы приглашаем вас к разговору о том, как и зачем развивать речь наших детей, для чего нужно читать детям книги.
2 Воспитатель. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, наиболее благоприятный возраст для развития речи ребенка - это период от 1,5 до 3 лет. Если ребенок по каким - либо причинам не получил должного речевого развития, то потом с огромным трудом наверстывает упущенное. Причин много, но если ребенок здоров, то основными являются педагогические промахи родителей.
В 5 - 6 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.
1 Воспитатель. Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
2 Воспитатель. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т. д., сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении.
1 Воспитатель. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно родителям. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. К сожалению, для формирования четкой, грамотной речи этого недостаточно.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
2 Воспитатель. В качестве разминки мы предлагаем вам несколько вариантов речевых игр, которые вы можете проводить с ребёнком по дороге в детский сад, готовя обед, когда ребенок рядом с вами и не знает чем заняться и т. д.
Скажи наоборот:
Прилагательные (мокрый - сухой, добрый - злой, горячий - холодный, кривой-прямой).
Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность).
Глаголы (бежать-стоять, смеяться-плакать, кричать-молчать, открывать-закрывать).
Слова для определения действий
Какими словами можно сказать про то, что может делать котёнок? (лакать, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, и т. д.)
Что делает котёнок, когда его берут на руки (прижимается, мурлычет, смотрит и т. д.).
Слова-наречия
Как передвигается черепаха? (медленно, спокойно, плавно)
Как падают листья на землю? (бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво….)
Как дети играют в д. с.? (весело, дружно, шумно, интересно, увлеченно,.)
(предлагаем буклеты с играми)
1 Воспитатель. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
2 Воспитатель. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому наша роль, как педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
1 Воспитатель. Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся
с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по – разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребёнку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.
Предлагаем посмотреть в исполнении детей сказку "Теремок".
Инсценировка сказки.
Обратить внимание родителей на то, как дети, используют приёмы интонационной выразительности.
2 Воспитатель. Для достижения поставленной цели в детском саду создана хорошая предметно-развивающая среда : в каждой группе имеются книжные уголки, альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, для драматизации и совершенствования речевых и исполнительских навыков у детей в театральных уголках обновляются разные виды театров. В соответствии с возрастными особенностями детей подобраны дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас (игры представлены на выставке).
В методическом кабинете имеются наглядно-дидактические пособия: предметные картинки, серии сюжетных картин, иллюстрации к сказкам и многое другое.
1 Воспитатель. Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям».
Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
2 Воспитатель. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальными способностями ребёнка.
1 Воспитатель. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
2 Воспитатель. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
1 Воспитатель. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
2 Воспитатель. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.
Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
1 Воспитатель. Мы постарались подготовить для Вас полезную и значимую информацию: требования программы (т. е., что должен знать ребенок на определенном этапе развития, чем можно дома заниматься с ребенком, какую литературу читать, в какие игры играть).
Представлена выставка речевых игр, можно подойти посмотреть, кто не успел посмотреть, взять памятку "Содержание психолого-педагогической работы по развитию речи", буклет с играми.
2 Воспитатель. (обобщение, итог собрания)
1 Воспитатель. Мы хотим закончить нашу встречу притчей. "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.
Эту притчу МЫ ВЗЯЛИ не случайно. Ведь все действительно в наших руках. Спасибо за участие! Всего доброго!