Фадеева Светлана Петровна
Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников с ОВЗ в процессе НОД»
▼ Скачать + Заказать документы
1 СЛАЙД Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников с ОВЗ в процессе НОД»
2 СЛАЙД ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.
Публикация «Консультация „Развитие речевой деятельности дошкольников с ОВЗ в процессе НОД“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Важнейшей целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики, сенсорных и психических функций.
Коррекционная работа педагога по развитию речи предусматривает обязательное введение в образовательный процесс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, расширения словаря, игр на формирование грамматических форм и словообразование. Очень важная деятельность для ребенка – игра, а основная потребность –общение.
3 СЛАЙД Для развития речевой деятельности в процессе НОД применяются игровые технологии, цель использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку. Опыт показывает, что реализация системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов. В процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.
4 СЛАЙД Для развития речи в процессе НОД используются :
1. Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.
2. Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
3. Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.
4. Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.
А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.
5 СЛАЙД Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Пример использования игровых технологий в логопедической работе:
6-7 СЛАЙД Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов.
8-11 СЛАЙД Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы : «Перенеси стакан», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», и т. п.
12-15 СЛАЙД Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.
16 СЛАЙД Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приё мов : «Заведи мотор», «Лабиринты», «Мой, моя», «Живое - неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» и многие другие.
17-18 СЛАЙД Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как : «Угадай что звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Слушай – выбирай», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Звукоедик»,«Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?» и др.
19 СЛАЙД Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как : «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п.
20 СЛАЙД Для развития высших психических функций используются такие игры как: «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты», и многие другие.
Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.
21 СЛАЙД Таким образом, хочу сказать, что использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы в процессе НОД, способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.