Наталья Егорова
Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическая готовность ребенка к школе».
Психологическая готовность к школе = Желание + Возможности
Психологическую готовность к школе можно представить в виде данной формулы: желание + возможности ребенка.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Если один из элементов формулы задан неправильно, то и вся формула оказывается неправильной.
Поговорим подробнее о каждой составляющей этой формулы.
1. Важный компонент психологической готовности ребенка к школьному обучению – это желание идти в школу, изменить привычный образ жизни (с дошкольного на школьный). (Но причины «хотения», т. е. мотивы, могут быть разными.) Мотивационная готовность детей находится на разном уровне, ими движут разные мотивы и желания учиться в школе. Когда мы спрашиваем ребенка, почему ты хочешь идти в школу? – то далеко не всегда на первом месте стоит учеба, получение новых знаний (учебный мотив). Многих привлекает возможность стать взрослым (их новый социальный статус школьника)- (социальный мотив, многих привлекают в школе отметки (мотив получения высокой отметки, другие дети хотят идти в школу, потому что там весело, много детей и есть перемены, где можно бегать и играть (игровой мотив, некоторые дети хотят идти в школу, но не понимают зачем это надо: «мама сказала…»(Нередко дети совсем не хотят идти в школу.)
Вывод: понятно, что из всех мотивов учебный (познавательный) и социальный являются наиболее соответствующими роли настоящего ученика. Для ребенка, у которого есть желание учиться, получать знания и повзрослеть, смысл посещения школы понятен с самого начала. Такая мотивация является предпосылкой успешного обучения в школе.
Что поможет сформировать данные мотивы? Мотив не слепишь за полгода до школы. Поэтому важно заниматься этим как можно раньше. Начать с развития любознательности. (Когда ребенком движет интерес ко всему новому, дети начинают задавать множество вопросов обо всем на свете. Любознательность – это потребность в получении новых знаний и важно удовлетворять эту потребность в познании, не подавлять, не оставлять вопросы без ответа и подталкивать к самостоятельному поиску решения.) Одним из главных условий появления социального мотива является серьезное и уважительное отношение
взрослых к учению и к самому ребенку, стоящему на пороге школы. Необходим положительный настрой к школе, избегайте негативных высказываний и своих переживаний о школе в присутствии ребенка. Побеседуйте с ребенком о школе, поделитесь своими хорошими воспоминаниями о школе.
За год до школы посещайте подготовительные занятия в школе. Предшкольная подготовка помогает детям адаптироваться к школе, установить контакт с учителем и детьми, формируется внутренний мотив.
2. Второй важный компонент психологической готовности – это возможности ребенка. Это те психологические качества, которыми должен обладать будущий первоклассник, чтобы успешно справиться с учебной программой (интеллектуальная готовность ребенка).
К ним относятся: хорошо развитое мышление и речь, хорошая память, способность концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче. Важно, чтобы ребенок владел и элементарными навыками учебной деятельности: умел выполнять задание по образцу и словесной инструкции педагога, ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, умел оценивать свою работу, соблюдать установленные правила и договариваться с детьми, находить с ними «общий язык», уверенно чувствовал себя во время публичного ответа, умел рассуждать, имел знания и представления об окружающем мире, семье. Важна эмоциональная готовность ребенка и сформированная адекватная самооценка. И конечно важен уровень готовности руки к письму. (Правильно держать карандаш, тренировать, развивать мелкую моторику.)
Умение читать, писать, считать – это важные умения, но не главные - это специальная готовность.
Как сформировать эти качества будущего первоклассника?
Необходимо развивать психические процессы : развивать внимание, логическое мышление, тренировать память, развивать речь и мелкую моторику, приучать ребенка к самостоятельности, играть в умные, развивающие игры (шашки, шахматы и т. д., больше читать и размышлять о прочитанном, исправлять недостатки речи.
Вывод:
Хочу учиться! + Могу учиться! = Готов к обучению в школе!