Ольга Брум
Консультация «Психогимнастика-что это?»
▼ Скачать + Заказать документы
Психогимнастика-что это?
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №139»
Г. Саратов
Консультация
Психогимнастика -что это?
Для педагогов и родителей
дошкольный возраст
подготовила
педагог-психолог
Брум Ольга Николаевна.
Г. Саратов
2014г
Публикация «Консультация „Психогимнастика-что это?“» размещена в разделах
В современном мире очень много стрессов. Больше всего стрессам подвержены дети. Родители с работы приходят усталые Им не до ребенка не до игр с ним и даже не до разговоров. Бывает, и такое что срываемся на детях. С утра надо идти в детский сад, и не важно, какое у ребенка настроение, забыли любимую игрушку опять стресс. Сегодня и сейчас хочется обратиться к родителям, взрослым их окружающих с цитаты классика Антона Павловича Чехова
«Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения»
Главное в воспитании и развитие ребенка –это сохранение его здоровья (физического, психического).»
Что же мы психологии и педагоги дошкольных учреждений можем сделать для поддержания психологического здоровья наших воспитанников?
Сохранение психологического здоровья обеспечивается действиями по двум направлениям: профилактическом – развитие стрессоустойчивости (готовности к возможным изменениям, нарушающим равновесие); реабилитационном – восстановление равновесия, работоспособности или ресурсного потенциала.
Мы особое внимание уделяем играм,психогимнастике, музыкотерапии, сказкотерапии.
Что такое психогимнастика?
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Данные занятия проводит педагог- психолог. Воспитатели в свою очередь используют психогимнастику в различных образовательных областях. С помощью игр, этюдов.
Основные достоинства психогимнастики :
игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
сохранение эмоционального благополучия детей;
опора на воображение;
возможность использовать групповые формы работы.
1 Занятие по психогимнастике должно начинаться с общей разминки (5-6 минут). Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Упражнения и игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты,внимания, также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и т. п. Например: «Что изменилось в этой комнате?» «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый теплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый (грустный?», «Какие, зверюшки есть в этой комнате?». В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением:
напряженных и расслабленных;
резких и плавных;
частых и медленных;
дробных и цельных гармоничных;
едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний; вращений тела и прыжков;
свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами
Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга : упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
2 В коммуникативной- пантомимической части занятия( 2- 3 упражнения) происходит тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга.
. Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок, как поможет малышу). Девочку обидели. Ее пожалела подружка (завязала бант, дала игрушку. Это могут быть эмоциональные проявления и контакты –пантомимы. В упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению, оценка эмоций. В этих упражнениях ребенок овладевает главным инструментом общения – умением сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, готовится к свободному проявлению эмоций, активному общению.
В процесс регулирования поведения включаются сюжетные и психологические упражнения. На этом этапе решаются следующие задачи:
показ – проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями;
выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения;
приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;
развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в рамках ситуации.
Источником сюжетов для игр и упражнений могут служить не только психологические ситуации (просьбы, обвинения, ссоры и пр.)темы относящиеся к конкретным участникам (кто я, моя семья и др.)отражающие общечеловеческие проблемы (счастье, здоровье, запретный плод) но и любые детские книги, мультфильмы, телепередачи
3. В заключительную часть занятия желательно включать упражнения и игры, этюды на закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы приводить детей в состояние эмоционального равновесия. Желательно, чтобы после занятий у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой могут спонтанно продолжиться понравившийся сюжет и упражнения.
Занятия желательно проводить раз в неделю. Занятия можно начинать с 3-х летнего возраста (меняя тему, усложняя её) Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:
1. относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;
2. каждого ребенка принимать таким, какой он есть;
3. не допускать упреков и порицаний за неуспех;
4. занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;
5. давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;
6. развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;
7. создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;
8. постепенность развивающее - коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
Список использованной литературы
1. Алябьева Е А Психогимнастика в детском саду-М : ТЦ Сфера 2003г
2. Чистякова М. И Психогимнастика Просвещение : ВЛАДОС 1995г