Ольга Леонидовна
Психогимнастика как одна из современных методик в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25 «Солнышко» г. Сысерть
Тема:Психогимнастика как одна из современных методик
в работе с детьми дошкольного возраста
в сочетании с музыкой»
.
Составитель:Крушинских Ольга Леонидовна,музыкальный руководитель,
высшая квалификуционная категория
2014г.
«Музыка обладает магической силой и может усмирить
дикаря,смягчить камень или согнуть дуб…»
У. Конгрив,британский драматург, XVII в.
«Только музыка имеет силу формировать характер…
При помощи музыки можно научить себя развивать
правильные чувства.»
Публикация «Психогимнастика как одна из современных методик в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Истина Аристотеля,древнегреческий
философ и учёный.
«Самое лучшее, что есть в жизни это свободное
движение под музыку»
А. И. Буренина музыкант
Здоровье ребёнка- это не только отсутствие болезней, но и полное физическое,
психическое и социальное благополучие. Музыкальное развитие в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в
музыкальном воспитании дошкольников. Система музыкально- оздоровительной
работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки- распевки, дыхательная гимнастика,арикуляционная гимнастика,оздоровительные и фонопедические упражнения,игровой массаж,пальчиковые игры,речевые игры,музыкотерапия,Су-джок терапия,Цветомузыкальная терапия.
Хочу остановиться на одной из современных методик,относящихся к кинезите-
рапии (терапия движением в сочетании с музыкой) психогимнастике.
Она наиболее доступна в применении для воспитателей, родителей,так как в её основе лежит игра,являющаяся основным видом деятельности.
В процессе психогимнастики дети учатся различать эмоции,выраженные в мимике,
пантомимике и управлять ими. Наибольший эффект психогимнастики применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья,если она осуществляется в сочетании с музыкой. Коррекционная основа музыкально-двигательной терапии строится на единстве музыки. Не менее важно использовать
психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Имею достаточный опыт работы использования элементов психогимнастики,способствующей воспитанию эмоций,мимике,развитию выразительности движений. Результативность.
Совместная работа в контакте с воспитателем подтверждает необходимость специального обучения детей дошкольного возраста умелому и уместному 1 стр.
использованию жестов и мимики во всех сферах жизни. Основная цель – это преодоление барьеров в общении,развитии лучшего понимания себя и других,
снятия психического напряжения,создание возможностей для самовыражения.
Предлагаю выполнить ряд практических заданий,используемых в работе с детьми
1. Игра «Прогони злость»-
Сейчас научу вас некоторым приёмам,которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите и представьте,что вы на кого то очень злитесь (пауза)А теперь скомкайте бумагу с силой бросьте её в сторону.
Дети выполняют задание,а воспитатель следит за тем,чтобы они как можно естественнее представили злость,комкая газету. Дети не должны кидать комки бумаги друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям снимать напряжение.
2. Игра «Весело- грустно»
Используем дидактический материал,как пиктограммы в состав которых входят различные геометрические фигуры:
• «Лицо»-овал и круг,на котором нарисован нос.
• «Глаза»- круги или овалы.
• «Брови»-- треугольнички.
• «Рот»- овалы,полумесяцы.
Все части лица имеют определённый цвет:глаза- голубые; брови- коричневые
или чёрные;рот –алый или розовый.
Прослушав музыку,ребёнок самостоятельно выкладывает пиктограмму:
(Гномики-радость,удивление, грусть,испуг,слёзы,злость)
Это выражение лица,которое соответствует эмоциональному характеру данного произведения. Разумеется,всему этому предшествует предварительная работа по ознакомлению детей с невербальными средствами общения:мимикой,жестами.
Дебюсси. «Лунный свет»,Кабалевский «Клоуны», Свиридов «Военный марш»Бетховен»Лунная соната» и т. д. Самый доступный язык в этом направлении – язык музыки.
3. Музыкально ритмические игровые движения «Новогодний паровоз»
Описание игры:(можно с родителями)
Все дети встают за Дедом Морозом,положив руки друг другу на плечи. С началом фонограммы все двигаются за Дедом Морозом,изображая движения поезда.
На первую паузу Дед Мороз объявляет: Станция «Попрыгалкино»Все дети,пока звучит музыка,прыгают. Дальше звучит гудок паровоза и снова начинается движение «поезда»вокруг ёлки.
На вторую паузу Дед Мороз объявляет:Станция «Приседалкино».
Пока звучит следующий отрывок музыки,все приседают.
На третью паузу Дед Мороз объявляет:Станция «Танцевалкино».Все танцуют,
пока звучит музыкальный отрывок. 2 стр.
На четвёртую паузу Дед Мороз объявляет:Станция «Обнималкино».
Все обнимают рядом стоящего человека.
На пятую паузу Дед Мороз объявляет :Станция «Хохоталкино».
Все смеются.
На шестую паузу Дед Мороз объявляет :Станция «Прощалкино».
Дети и родители уходят на места,машут рукой.
Игра «В синем море»
Задачи:
o развитие речи с движением, чувства ритма;
o развитие пантомимики, воображения;
o развитие познавательной активности. Дети стоят в кругу и изображают морских обитателей.
В синем море много рыбок,
Мы расскажем без ошибок.
Рыба-меч,рыба- луна Складывают две руки вместе,зображают шар
Вот и скумбрия видна, Ладони вместе,изображают руками плывущую рыбу.
Камбала лежит на дне, Ложатся на ковёр.
Есть два глаза на спине.
Проплывает осьминог, Встают по 3-4 человека,соединяясь спинами.
Шевелится восемь ног! Движения руками или ногами,изображение щупальца
Интересно так плывёт, осьминога
За камнями он живёт. Разбегаются врассыпную и приседают.
Вот зубастая акула Встают,кистями рук изображают открытую пасть
Перед нами промелькнула акулы.
Открывает страшно рот. Разводят руки и соединяют вновь
Берегись,кто здесь плывёт!
Вот плывут коньки морские, Руки подняты, кисти вниз,пальцы вместе,
Все красивые такие. Поворачивают кисти рук,двигают в разные
Интересно наблюдать, стороны.
Хочется им корма дать. «Сыплют крошки».
Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы,эмоциональной теплоты,эмпатии. доверия в процессе работы.
В музыкально- двигательных упражнениях ребёнок одновременно исполняет и творит,так как он придумывает движения. исходя из характера,темпа,ритма,тембра предлагаемой ему музыки. Ребёнок начинает осознавать
музыку через движение.