Ольга Леонидовна
Психогимнастика как одна из современных методик в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25 «Солнышко» г. Сысерть
Тема:Психогимнастика как одна из современных методик
в работе с детьми дошкольного возраста
в сочетании с музыкой»
.
Составитель:Крушинских Ольга Леонидовна,музыкальный руководитель,
высшая квалификуционная категория
2014г.
«Музыка обладает магической силой и может усмирить
дикаря,смягчить камень или согнуть дуб…»
У. Конгрив,британский драматург, XVII в.
«Только музыка имеет силу формировать характер…
При помощи музыки можно научить себя развивать
правильные чувства.»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
Истина Аристотеля,древнегреческий
философ и учёный.
«Самое лучшее, что есть в жизни это свободное
движение под музыку»
А. И. Буренина музыкант
Здоровье ребёнка- это не только отсутствие болезней, но и полное физическое,
психическое и социальное благополучие. Музыкальное развитие в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в
музыкальном воспитании дошкольников. Система музыкально- оздоровительной
работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки- распевки, дыхательная гимнастика,арикуляционная гимнастика,оздоровительные и фонопедические упражнения,игровой массаж,пальчиковые игры,речевые игры,музыкотерапия,Су-джок терапия,Цветомузыкальная терапия.
Хочу остановиться на одной из современных методик,относящихся к кинезите-
рапии (терапия движением в сочетании с музыкой) психогимнастике.
Она наиболее доступна в применении для воспитателей, родителей,так как в её основе лежит игра,являющаяся основным видом деятельности.
В процессе психогимнастики дети учатся различать эмоции,выраженные в мимике,
пантомимике и управлять ими. Наибольший эффект психогимнастики применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья,если она осуществляется в сочетании с музыкой. Коррекционная основа музыкально-двигательной терапии строится на единстве музыки. Не менее важно использовать
психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Имею достаточный опыт работы использования элементов психогимнастики,способствующей воспитанию эмоций,мимике,развитию выразительности движений. Результативность.
Совместная работа в контакте с воспитателем подтверждает необходимость специального обучения детей дошкольного возраста умелому и уместному 1 стр.
использованию жестов и мимики во всех сферах жизни. Основная цель – это преодоление барьеров в общении,развитии лучшего понимания себя и других,
снятия психического напряжения,создание возможностей для самовыражения.
Предлагаю выполнить ряд практических заданий,используемых в работе с детьми
1. Игра «Прогони злость»-
Сейчас научу вас некоторым приёмам,которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите и представьте,что вы на кого то очень злитесь (пауза)А теперь скомкайте бумагу с силой бросьте её в сторону.
Дети выполняют задание,а воспитатель следит за тем,чтобы они как можно естественнее представили злость,комкая газету. Дети не должны кидать комки бумаги друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям снимать напряжение.
2. Игра «Весело- грустно»
Используем дидактический материал,как пиктограммы в состав которых входят различные геометрические фигуры:
• «Лицо»-овал и круг,на котором нарисован нос.
• «Глаза»- круги или овалы.
• «Брови»-- треугольнички.
• «Рот»- овалы,полумесяцы.
Все части лица имеют определённый цвет:глаза- голубые; брови- коричневые
или чёрные;рот –алый или розовый.
Прослушав музыку,ребёнок самостоятельно выкладывает пиктограмму:
(Гномики-радость,удивление, грусть,испуг,слёзы,злость)
Это выражение лица,которое соответствует эмоциональному характеру данного произведения. Разумеется,всему этому предшествует предварительная работа по ознакомлению детей с невербальными средствами общения:мимикой,жестами.
Дебюсси. «Лунный свет»,Кабалевский «Клоуны», Свиридов «Военный марш»Бетховен»Лунная соната» и т. д. Самый доступный язык в этом направлении – язык музыки.
3. Музыкально ритмические игровые движения «Новогодний паровоз»
Описание игры:(можно с родителями)
Все дети встают за Дедом Морозом,положив руки друг другу на плечи. С началом фонограммы все двигаются за Дедом Морозом,изображая движения поезда.
На первую паузу Дед Мороз объявляет: Станция «Попрыгалкино»Все дети,пока звучит музыка,прыгают. Дальше звучит гудок паровоза и снова начинается движение «поезда»вокруг ёлки.
На вторую паузу Дед Мороз объявляет:Станция «Приседалкино».
Пока звучит следующий отрывок музыки,все приседают.
На третью паузу Дед Мороз объявляет:Станция «Танцевалкино».Все танцуют,
пока звучит музыкальный отрывок. 2 стр.
На четвёртую паузу Дед Мороз объявляет:Станция «Обнималкино».
Все обнимают рядом стоящего человека.
На пятую паузу Дед Мороз объявляет :Станция «Хохоталкино».
Все смеются.
На шестую паузу Дед Мороз объявляет :Станция «Прощалкино».
Дети и родители уходят на места,машут рукой.
Игра «В синем море»
Задачи:
o развитие речи с движением, чувства ритма;
o развитие пантомимики, воображения;
o развитие познавательной активности. Дети стоят в кругу и изображают морских обитателей.
В синем море много рыбок,
Мы расскажем без ошибок.
Рыба-меч,рыба- луна Складывают две руки вместе,зображают шар
Вот и скумбрия видна, Ладони вместе,изображают руками плывущую рыбу.
Камбала лежит на дне, Ложатся на ковёр.
Есть два глаза на спине.
Проплывает осьминог, Встают по 3-4 человека,соединяясь спинами.
Шевелится восемь ног! Движения руками или ногами,изображение щупальца
Интересно так плывёт, осьминога
За камнями он живёт. Разбегаются врассыпную и приседают.
Вот зубастая акула Встают,кистями рук изображают открытую пасть
Перед нами промелькнула акулы.
Открывает страшно рот. Разводят руки и соединяют вновь
Берегись,кто здесь плывёт!
Вот плывут коньки морские, Руки подняты, кисти вниз,пальцы вместе,
Все красивые такие. Поворачивают кисти рук,двигают в разные
Интересно наблюдать, стороны.
Хочется им корма дать. «Сыплют крошки».
Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы,эмоциональной теплоты,эмпатии. доверия в процессе работы.
В музыкально- двигательных упражнениях ребёнок одновременно исполняет и творит,так как он придумывает движения. исходя из характера,темпа,ритма,тембра предлагаемой ему музыки. Ребёнок начинает осознавать
музыку через движение.