Ольга Миронова
Консультация «Профстандарт в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Решение профессиональных задач признается одним из системообразующих показателей профессионализма педагога. Данное требование зафиксировано в профессиональном стандарте «Педагог» (приказ Минтруда № 148н от 12.04.2013 г., и «Дорожной карте» по формированию и введению национальной системы учительского роста»(приказ Минобрнауки № 703 от 26.06.2017 г.).
Публикация «Консультация „Профстандарт в ДОУ“» размещена в разделах
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.
В сфере образования утверждены и действуют 5 профессиональных стандартов :
- педагога-психолога
- специалиста в области воспитания
- педагога начальных классов (учителя, воспитателя)
- педагога дополнительного образования
- педагога высшего образования (профессионального обучения)
Проект профстарнарта учителя-логопеда находится в разработке. Так же разрабатываются стандарты для для педагогов-библиотекарей и руководителей образовательных организаций
Причины введения профстандарта.
Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как "квалификация" и "профессиональный стандарт", которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне. Поэтому квалификационные справочники уже неэффективны в сегодняшних реалиях
Профессиональный стандарт педагога, внедряемый в образовательной отрасли, призван решать следующие задачи: стандарт профессиональной деятельности педагога необходимо использовать в работе с кадрами:
- при заключении трудовых договоров,
- проработке должностных инструкций,
- проведении аттестации,
- создании системы оплаты труда.
Дату начала применения профстандарта переносили, чтобы избежать формального подхода к его внедрению. Это отмечает Минобрнауки России на своем сайте. Отсрочка позволит провести тщательную подготовительную работу, в том числе усовершенствовать процедуру аттестации, подготовки и переподготовки кадров. Процесс перехода к образовательным стандартам должен завершиться к 1 января 2020 года. (Постановление правительства № 584).
Профессиональный стандарт определяется Трудовым кодексом как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенной профессиональной деятельности. Фактически профстандарт представляет собой требования к образованию, При этом профессиональный стандарт педагога в сфере дошкольного образования определяет трудовые действия по должности воспитателя, необходимые навыки, умения и знания для выполнения трудовых обязанностей.
Минтруд России указал, что принятие профессиональных стандартов не является основанием для автоматического изменения обязанностей работников как и не является основанием для их увольнения (ответ на вопрос № 10 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253).
Для государственных и муниципальных учреждений рекомендуется поэтапное введение профессиональных стандартов. На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Образовательная организация самостоятельно утверждает план по организации применения профессиональных стандартов. Этапы применения профессиональных стандартов определяет учреждение с учетом мнения представительного органа работников (согласуется с профсоюзом (п. 1постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
План по организации применения профстандартов включает :
1) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
2) сведения о потребности работников в профессиональном образовании, профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании и о проведении мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
3) этапы применения профстандартов;
4) перечень локальных нормативных актов и других документов, которые нужно изменить с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.
Для того чтобы получить сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, проводится анализ квалификационных требований профессиональных стандартов.
Чтобы определить, нужно ли педагогическому работнику дополнительное профессиональное образование, руководитель должен сравнить квалификационные требования профстандартов с уровнем знаний, умений, профессиональных навыков и опытом работы педагога. В зависимости от результата анализа у руководителя есть как минимум два варианта действия.
В любом случае руководитель обеспечивает для него право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Структура документа:
Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:
• обучение;
• воспитание;
• развитие.
Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.
Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.
Проблемы внедрения профессионального стандарта.
Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:
• недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
• плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее,
• слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.
Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 г. (п. 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584).
Так же указаны этапы и сроки перехода в "Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций" (утв. Правительством РФ 28.05.2014 N 3241п- П8). В Программе сказано:
- проведение повышения квалификации или переподготовки педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом педагога, в том числе направленные на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и реализации адаптированных образовательных программ (2014 - 2020 годы);
- разработка и внедрение новых персонифицированных моделей повышения квалификации на основе профессионального стандарта педагога (2015 - 2018 годы);
- разработка, апробация и внедрение пакета типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога (документы для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения тарифных разрядов работникам, установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления) (2015 - 2018 годы);
- обеспечение перехода и внедрение системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта педагога (2015 - 2020 годы).
На заметку:
Федеральный закон "О независимой оценке квалификации" вступил в силу 1 января 2017 года
Используемая литература:
1) https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/profstandart-pedagoga.html
2) https://www.pro-personal.ru/article/1085180-17-m7-professionalnyy-standart-pedagoga#1
3) https://fulledu.ru/articles/1196_professionalnyy-standart-pedagoga--korotko-o-glavn.html
4) Электронный журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 6-2017г