Егорова Людмила
Консультация «Адаптация в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка в дошкольное учреждение является всегда стрессом, а для ребенка с проблемами речи – вдвойне. В нашем дошкольном учреждении существует группа раннего возраста для детей с задержкой речевого развития. В данную группу принимаются дети от 2,5 до 3 лет. Для них характерна лепетная речь, крайне ограниченное или отсутствие речевого общения, т. е. они находятся на более низком уровне речевого развития, чем их сверстники. У всех наблюдается отягощенный анамнез, поэтому здесь следует говорить о развитии речи с использованием коррекционных приемов для восполнения пробелов путем специального воспитания и обучения. Установление коммуникативных связей мы начинаем задолго до прихода ребенка в детски сад. Сначала мы общаемся с мамами, которые приводят своих детей на консультацию. В доверительной беседе выявляется анамнез, рассказывается о необходимости коррекционной работы. Затем, после зачисления в группу, в конце апреля, проводится организационное родительское собрание, на котором мы просим родителей серьезно подготовиться к посещению детского сада. Начать выполнять режим дня с обязательным сном с 12 до 15. Оставлять ребенка с родственниками, но не с бабушкой, а с теми, кто не живет с ним, на 2-5 часов, при этом обязательно говоря ему, что мама и папа очень любят его и обязательно за ним придут. Этот прием дает возможность впоследствии легче адаптировать ребенка к условиям детского сада. Задачи, которые реализуются в группе:
Публикация «Консультация „Адаптация в ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Создание комфортной среды для психофизического развития ребенка.
Развитие неречевых психических функций, связанных с речью.
Коррекция речевого развития.
Постановка окончательного логопедического заключения.
У детей с задержкой речевого развития отмечается крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности. Дети пользуются в основном невербальными средствами. Отсюда воспитание у детей речевой активности – одна из важнейших задач начального этапа обучения общению. Доказано, что если на просьбу ребенка, выраженную жестом, взрослые не проявляют ответной реакции, то он начинает делать попытки выразить просьбу словесно, т. е. проявляет речевую активность, хотя испытывает при этом большие трудности и может капризничать. Вызывать речевую активность следует, учитывая потребности ребенка. Для малыша это чаще всего потребность иметь игрушку. Если любимые детьми игрушки расставить на полках, подвешенных выше роста детей, самостоятельно достать их они не смогут, это вынудит их обратиться к взрослым с просьбой, для которой дети будут искать словесное выражение. Поэтому в группе наряду с игровыми уголками, где игрушки легкодоступны, должны быть полки, шкафы, где игрушки труднодоступны.
Огромную трудность вызывает обследование детей. Дети неохотно вступают в контакт с незнакомыми людьми, если же контакт налаживается, то отсутствие речи затрудняет общение с ними. Играет роль и то, что знакомство с детьми происходит в первые дни сентября, когда идет привыкание к незнакомой обстановке. Многие внутренне скованны, теряются или замыкаются. Расторможенные, возбудимые дети также трудны для обследования, они отвлекаются, им хочется все потрогать, поиграть со всеми игрушками. Поэтому результаты обследования, проведенного в первый месяц, не всегда дают объективное представление о состоянии речи ребенка. Мы увеличили срок обследования до 3-х месяцев, а само обследование проводим в виде игры и наблюдении за ребенком. Логопед наблюдает за ребенком во время режимных моментов. Во время одевания, например, можно выявить наличие побудительной речи, контактность, навыки самообслуживания. Благоприятными для наблюдений оказались ситуации встречи детей с родителями. Ребенок радуется приходу родных, и его эмоциональное состояние не может не отразиться на речи или поведении. В присутствии близких людей, которые понимают все его жесты, мимику, интонации, отдельные звукосочетания и словесные выражения, ребенок оживлен и наиболее общителен. Наблюдение за ребенком в данной ситуации дают большой материал, свидетельствующий о состоянии речи ребенка, его характере. В ходе обучения полученные данные пополняются на занятиях логопеда, и к концу года выносится окончательный диагноз, на основании которого в дальнейшем строится коррекционная работа.
Родителей мы просим приходить за детьми в одно и то же время, иначе любой звонок в группу отражается на детях, а также приводить всех детей в одно время, чтоб они «отплакались» все вместе.
Режим дня для детей раннего возраста с задержкой речевого развития должен быть не перегруженным занятиями, а фронтальные занятия вообще не соответствуют психологии преддошкольного возраста. Но в группе всегда должна быть речевая среда. Оречевляются все режимные моменты. Логопедические занятия должны быть преимущественно индивидуальными, так как они всегда продуктивнее групповых.
Подгрупповые же занятия проводятся с детьми примерного одного возраста и уровня речевого и интеллектуального развития при повторении и закреплении пройденного материала. А также в тех случаях, когда сам характер занятий требует участия нескольких детей, причем в данном случае дети могут быть разного уровня речевого и интеллектуального развития, т. к. очень часто так называемые «слабые» дети подражают «сильным». Количество одновременно занимающихся не должно превышать 2-4 человек.
Продолжительность занятий составляет 10-15 минут. Проводятся они в игровой форме, очень эмоционально. Занятия целесообразно проводить ежедневно и не бояться постоянного повторения, т. к. мозг ищет события, которые часто повторяются.
Детям в период становления речи нравится чтение сказок, стихов. Ритм – очень важный аспект обучения, он учит слышать звуки, которые образуют слова и являются частью фонологического кода. Именно поэтому, дети любят слушать одну и ту же сказку снова и снова. Потому что повторение важно для развития мозга ребенка.
Подготовка ко сну и сон в группе раннего возраста длится 4 часа.
Укладывая детей спать, надо каждого погладить по головке, говоря ласковые слова. Надеть теплую пижаму, дать любимую игрушку, шепотом пожелать спокойного сна. Чтобы осуществить такой режим психологического комфорта, количество детей в группе не должно превышать 6-8 человек. Надо помнить о том, что дети впервые расстались с мамой и насколько уютно им будет в группе, настолько эффективнее будет коррекционная работа. Развитием речи занимается не только логопед, но и воспитатели. Логопед развивает речь, сенсорные функции, неречевые психические функции, связанные с речью в определенной последовательности, а воспитатель на своих занятиях и вне занятий закрепляет речевые навыки детей, полученные на занятиях логопеда.
Хотелось бы остановиться на двигательной сфере детей. Она несовершенна. Это объясняется как возрастными особенностями, так и последствиями органического поражения двигательных зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. У детей наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выраженности от стертых проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков повреждения центральной нервной системы до выраженных неврологических расстройств (порезы, особенно пирамидной и экстрапирамидной систем. Отмечается физическая ослабленность, общая моторная неловкость, неуклюжесть, замедленность или расторможенность, недостаточная ритмичность и многое другое. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Поэтому в структуре комплексного медико-психолого-педагогического воздействия большую роль мы отводим логопедической ритмике. Занятия по логопедической ритмике создают положительный эмоциональный настрой у детей, способность к закреплению представлений детей об окружающем мире, развивают высшие психические функции: внимание, память, мышление, психомоторику, значительно повышают речевую активность и общительность у детей.
Поскольку музыкально-ритмические занятия служат целям коррекции речи и личности ребенка, то мы стараемся согласовать их программные задачи с этапами логопедической работы. Учитывая быструю нервную и психическую утомляемость маленьких детей, мы стараемся, чтобы занятия носили развлекательный характер и способствовали активному отдыху детей, параллельно решая задачи закрепления речевых навыков, полученных на занятиях с логопедом. А музыкальное сопровождение ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, воспитывают чувство ритма, благоприятствуют уравновешиванию нервных процессов, координации движений.
Таким образом, рано начатые комплексные занятия по развитию речи, общей и мелкой моторики с элементами логопедической ритмики в условиях правильно организованной комфортной среды, активно способствуют компенсации речевых и моторных нарушений у детей с тяжелей речевой патологией.