Ирина Серикова
Консультация «Общение ребёнка в ДОУ»
Мир ребёнка дошкольника уже не ограничен семьёй. Теперь значимыми для него людьми становятся и сверстники. По мере взросления все важнее становятся конфликты и контакты с ними. В каждой группе детского сада разворачивается порой драматичны сценарий детских межличностных отношений. Дошкольники ссорятся, дружат, мирятся, ревнуют, помогают друг другу. Эти отношения окрашены разнообразными эмоциями и переживаются ребенком. Конфликтность и эмоциональная напряжённость отношений детей намного выше, чем у взрослых.
Публикация «Консультация „Общение ребёнка в ДОУ“» размещена в разделах
Воспитатели и родители зачастую и не подозревают о богатой гамме отношений и чувств, которую переживают дети, не придают значения детским обидам, ссорам, дружбе. А ведь именно опыт первых отношений является фундаментом, на котором выстраивается дальнейшее развитие личности малыша. Этот самый первый опыт определяет отношение к миру, к себе, к другим. К сожалению, не всегда он имеет положительную окраску. У некоторых детей отрицательное отношение к окружающим закрепляется и формируется в дошкольном возрасте и может иметь в дальнейшем печальные последствия.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ребенок общается со сверстниками совершенно иначе, нежели со взрослыми. Общение сверстников отличается чрезвычайной эмоциональной насыщенностью, о взаимодействии со взрослым такого не скажешь. С ним ребёнок, как правило, разговаривает спокойно, тогда как для общения со сверстниками характерны крик, резкие интонации, смех.
Сильная эмоциональная насыщенность объясняется тем, что с четырехлетнего возраста более привлекательным для общения партнером становится не взрослый, а ровесник. Следующей чертой детского общения является их нестандартность. При контактах со сверстниками дети ведут себя крайне непринужденно. Они естественны: гоняются друг за другом, прыгают, кривляются, принимают причудливые позы, визжат, передразнивают друг друга, придумывают небылицы, новые слова и пр. Такое свободное поведение обычно утомляет взрослых, поэтому они стремятся это "безобразие" прекратить. Однако детям такая свобода чрезвычайно важна.
Общество сверстников позволяет ребенку ярко проявить свою оригинальность.
Взрослый прививает малышу нормы поведения, а сверстник раскрывает индивидуальность. Взрослея, дети подчиняются общепринятым нормам поведения. Но использование нестандартных и непредсказуемых средств, раскованность общения также остается отличительной чертой взаимодействия детей дошкольного возраста. Еще одной
особенностью можно назвать преобладание инициативных действий. Общение предполагает внимание к партнеру, контакт, способность отвечать и слышать его предложения.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В 2-4 года малышу достаточно того, чтобы ровесник просто присоединился к его игре, усилил и поддержал общее веселье. Все участники такого общения озабочены тем, чтобы получить эмоциональный отклик игрового партнера и привлечь к себе внимание. Общение детей этого возраста чрезвычайно ситуативно и целиком зависит от обстановки и действий партнера. Порой какой-нибудь посторонний предмет может разрушить игру детей. Борьба за игрушку - отличительная особенность малышей. Привлекательные игрушки моментально становятся поводом для споров и конфликтов.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Перелом в отношениях со сверстниками происходит к середине дошкольного возраста. К пяти годам однолетки становятся для малыша более притягательными и занимают в его жизни все большее место. Дети уже сознательно предпочитают играть не со взрослыми, а с ровесниками. Главным содержанием общения становится игра. Дошкольники учатся согласовывать действия партнера со своими и достигать результата. Они учатся сотрудничеству. В этом возрасте оно превалирует. На этом этапе проявляется потребность в уважении и признании со стороны ровесника. В общении появляется соревновательное, конкурентное начало. Реакции на мнение взрослого становятся более эмоциональными.
Успехи сверстников способны вызвать огорчение, а неудачи нескрываемую радость. Значительно возрастает количество конфликтов, проявляются ревность, зависть, обиды. Средством, помогающим нормально общаться между собой, является совместная игра. Учите ребенка совместной игре, помогайте детям придумать интересное времяпровождение. Хорошая, интересная общая игра для них значительно важнее собственных успехов или похвалы.