Ольга Зонова
Консультация «Этнопедагогика в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - самый сензитивный период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, тем больше будет создано условий для формирования гражданина и настоящего человека, патриота.
Основная цель образования, как явствует из Национальной доктрины образования РФ, гласит: «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России; формирование культуры мира и межличностных отношений».
Публикация «Консультация „Этнопедагогика в ДОУ“» размещена в разделах
Основным из целевых ориентиров дошкольного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте является требование о том, что ребёнок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и стараться разрешать конфликты».
Вместе с вышесказанным в образовательную программу «Истоки» (автор Л. А. Парамонова) включен раздел «Элементарные историко-географические представления», основная цель которого – воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контакте с историей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников мирового культурно-исторического процесса, проживающих на определенном географическом пространстве.
Реализация основной образовательной программы ДОУ предусматривает осуществление регионального компонента через знакомство с национально-культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях.
Направление развития отечественной педагогики по пути гуманизации и личностной ориентированности особенно актуально для воспитания и развития культуры народа в условиях нашего времени. Это неоспоримо относится и к народам, проживающим в Кемеровской области, и, конечно, к двум народам, живущим рядом в Мысках - русским и шорцам.
Вот почему и был предложен проект «У истоков родного края» (с дошкольниками).
ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СЛАЙДЕ
В чем же основа построения системы этнообразования в нашем ДОУ? Да от детской любознательности ( начиная с малышей: фольклор, народные игры) до самореализации, а это не что иное, как выступления на сцене, пение в ансамблях, творческие выставки и т. п.
Но не будем забывать еще и о таких немаловажных этапах
– это деятельностный подход в приобщении дошкольников к истории, культуре, природе родного края, когда дошкольники сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать. А это и есть потребность в творчестве.
- потребность в познании? Да это не что иное, как осознанный педагогом выбор методов знакомства с родным городом, его историей, повышающих познавательную и эмоциональную активность ребят (мини-музей, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.).
Что сегодня вы и увидите…
Ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками. С их традициями и культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Ребенок – и никто другой – свяжет их с нитями будущего. Только приобщаясь через взрослых к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания выработанным человечеством, ребенок поистине становится гражданином.