Ирина Жаворонкова
Консультация «Приобщение ребенка к природе посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Богат и разнообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносят в него изменения, нарушая равновесие окружающей среды. Поэтому так важно постоянно заботиться об ее охране.
Чтобы каждый осознал значимость этого дела, необходимо с детства прививать человеку любовь к природе родного края. На занятиях, на экскурсиях и на прогулках воспитатель раскрывает перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, формирует элементарные понятия о растениях и животных. Более активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает воспитатель. Такую эмоциональность вносят игры.
Публикация «Консультация „Приобщение ребенка к природе посредством игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Игры формируют у детей положительное отношение ко всему живому, и, кроме того, эмоциональная реакция облегчает возможность усвоения необходимых знаний.
Для экологического воспитания могут применять познавательные игры соревновательного характера, как закрепление пройденного материала. Например, на занятиях о временах года можно использовать небольшую игру-соревнование «Кто больше назовет примет осени (зимы и др. ?», на занятиях о птицах – «Кто больше назовет птиц?»
В ознакомлении дошкольников с природой большое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, его эстетическое развитие. Среди игр с дидактическим материалом можно назвать «Магазин цветов» и другие.
В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Их преимущество в том, что дети оперируют самими предметами природы, а не моделями, копиями, изображения.
В играх с овощами и фруктами дошкольники усваивают их основные признаки и учатся их различать.
Комнатные растения – обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх, т. к. они постоянно зеленые, а не которые цветут и зимой.
Дидактические игры с природным материалом можно проводить как в группе, так и в естественных условиях, на открытом воздухе. Игры в лесу, в парке, на лугу не требуют специального оборудования, но выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей и они должны быть доступными детям для наблюдения. В этом можно использовать игры «Кто где живет?», «Найди дерево по описанию».
Многочисленны игры с песком. Дети делают из него разнообразные «кулинарные» изделия, строят «крепости» и т. д. В этих играх они узнают о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма: влажный – лепится, сухой - рассыпается. Со свойствами снега дошкольники знакомятся во время игры в снежки, при сооружении крепости. Они узнают, что он бывает влажным, сыпучим, как песок. Зимой можно провести путешествие в волшебный лес, научить детей всматриваться в снежные сугробы, фантазировать, на что они похожи, на каких зверей.
Кроме дидактических игр можно использовать сюжетно-ролевые игры. Для дошкольников это традиционные сюжетные игры в путешествие. Внимание детей здесь можно сосредоточить на действиях пассажиров, на соблюдении ролевых взаимоотношений, на разнообразных впечатлениях. Эту сторону игры можно использовать для ознакомления детей с природой. Например, в ходе занятия, на котором беседа и просмотр иллюстраций о жизни лесных обитателей в летнюю пору проводится в виде игры-путешествия. Дети, купив билеты на поезд, отправляются на экскурсию за город. Доехав до станции «Лесная» отправляются на прогулку, в ходе которой показываются иллюстрации лесных растений, животных, совместно определяются названия ягод, грибов.
Игровое путешествие по лесу – это практическая модель правильного поведения в лесу. Чередование такой игры-модели и реальных прогулок по лесу с соблюдением одних и тех же правил сформирует у дошкольников правильное отношение к лесу и его обитателям.