Майрам Давлетова
Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной темой, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Часто мы хотим воспитывать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность, то всё лучшее, что сотворено веками нашими предками, мы должны это донести подрастающему поколению. Для того,чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были «Иванами, не помнящими родства». Наши дети должны в совершенстве знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и принимать активное участие в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность, любящую свою страну, Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой : русские народные танцы, из которых дети черпают народные нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. Нужно все донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого нужно обратиться к истокам русской народной культуры и, в часности к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребенка. В народном сознании издревле главное место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, не милосердие и т. п. считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромнейшему количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны быть главным стержнем и основой для возрождения русской духовности. Часто это важно для становления личности ребенка. Посредством народной культуры развиваются духовно –нравственные качества личности ребенка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры нужно с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью,
Публикация «Консультация „Приобщение к истории, традициям и культуре России“» размещена в разделах
детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки
национальной культуры. Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям,
уважению и почитанию старших, к секретам взаимного уважения и «лада» в семье
должно начинаться в семье. Основной воспитатель ребенка – это семья. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью
образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска,
музыкальные игры, хороводы. И всё это обеспечивает психологическую нагрузку. В
результате выходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости. Примером сложившихся на всем протяжении человеческого развития и
передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих
человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает
зло, а мудрость – глупость. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего». Очень важно донести до сознания детей, что они есть носители народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях очень положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.