Юлия Шарова
Консультация «Применение арт-терапевтической технологии Мозартика в коррекции поведения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение арт-терапевтической технологии Мозартика в коррекции поведения дошкольников»
Термин «социальная дезадаптация» прочно вошёл в современную жизнь и может касаться как взрослого человека, так и ребёнка любого возраста. У социальной адаптации есть свои причины. Когда внутри человека все хорошо, он вряд ли станет избегать общения с себе подобными. Большинство ученых считают первоисточником отклонений в поведении социальные причины. Вследствие ошибок семейного воспитания, травмирования психики, плохих взаимоотношений с родителями происходит так называемая деформация процессов накапливания общественного опыта у детей и подростков.
Темочки:
Педагогическая запущенность, отсутствие желания обучаться, быстрая утомляемость, плохое настроение, истощение, чрезмерная активность и подвижность, отсутствие целенаправленности в умственной деятельности, проблемы с концентрацией внимания, ранняя наркотизация и алкоголизация – явления с которыми все чаще сталкиваются педагоги детских садов и школ.
Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения. Они часто не замечают и не слышат друг друга, не умеют уступать или разрешать самую элементарную конфликтную ситуацию.
В настоящее время специалисты, занимающиеся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией дезадаптированных детей и подростков, имеют в своём арсенале немало современных и эффективных технологий. Одна из таких технологий – Мозартика. Это современная оригинальная технология, в совершенстве объединившая элементы таких арт-терапевтических направлений, как цветотерапия, изотерапия, игротерапия.
Название произошло от игры - мозаика и выражения искусством - арт. Авторы игровой технологии «Мозартика» : математик, художник-дизайнер - Полина Руссавская и искусствовед, кандидат педагогических наук - Елена Бондаренко.
Мозартикотерапия выполняет следующие функции:
• коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
• релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему, повышает адаптационные способности;
• развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.) и мелкой моторики;
• функцию самореализации человека. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это естественное пространство самовыражения;
• терапевтическую функция - игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений;
• развлекательную - влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов.
Причиной использования технологии Мозартика в профилактике и коррекции дезадаптивных форм поведения воспитанников нашего детского сада послужило наличие проблем у детей, связанных с описаниемпережитой душевной травмы, так как ребёнок-дошкольник подчас может не иметь соответствующего запаса слов для выражения испытываемых чувств. Мозартика – это одновременно новый вид игры и новый вид творчества и как средство преимущественно невербального общения имеет ценность для педагога в работе с дошкольниками.
Главная цель занятий с использованием игр мозартики – это работа с внутренним миром ребенка, с его переживаниями, эмоциями, житейским интересами, интеллектуальными проявлениями, с его отношением к себе, к другим людям, к миру.
Мозартика представлена в ряде красочных игровых наборов «Витражи», «Усадьба», «Туманы», «Городок», «Русское чудо», «Дорога в космос». Автор-разработчик уникальной технологии П. Э. Руссавская.
Как работает Мозартика? На первичном этапе ребёнок традиционно включается в игровой процесс, знакомится с предложенным ему игровым набором и в последующем педагог осуществляет ряд индивидуальных игровых занятий. Целью каждого занятияявляется развитие личности ребенка, оказание эффективной психологической помощи ребёнку в чрезвычайной ситуации, в системе семейных отношений. В процессе каждого игрового сеанса ребё нок решает задачи: осуществляет самостоятельное создание сюжета из фантазийных фигурок на игровом поле (игровую картину-композицию, рассказывает о созданном им игровом сюжете, пытается осмыслить проявившуюся в «выкладке» проблему. А за время создания выкладки, манипуляций с фантазийными фигурками, происходит отреагирование чувств ребёнка, снижается его внутреннее напряжение, ребёнок получает внутреннее облегчение за счёт освобождения от всей или части негативной энергии. Помимо того Мозартика способствует гармонизации индивидуальной картины мира, синхронизации работы левого и правого полушарий мозга, выходу на спонтанный творческий процесс с активным личностным самовыражением; способствует развитию эмоциональной сферы; познавательной сферы; развитию способностей к самореализации; развитию логического и образного мышления, воображения, внимания, памяти. Символическая речь позволяет по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
Далее следует анализ детской работы педагогом, с целью выявления причин возникновения социальной дезадаптации ребёнка. По результатам анализа созданной детской выкладки педагог осуществляет моделирование дальнейших позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации ребёнка в будущем, консультирует родителей по проблемам, связанным с отклоняющимся поведением у детей, об особенностях и возможностях проведения с детьми игр по развитию социально-коммуникативных умений; организует и проводит тренинги с целью обучения родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях.
Использование данной игровой технологии в нашем детском саду принесло свои плоды, уровень эмоционального благополучия детей «группы риска» повысился на 75 %.
К сожалению, Мозартика не панацея, и в случаях имеющихся неврологических заболеваний, психических отклонений ребёнка не исправит положение, она способна дать толчок в поисках личностных ресурсов, но все же это не простой и очень долгий путь.