Приложение МААМ

Консультация-презентация «Психологическая база речи»

Ольга Михайлова Татьяна Гребенюк
Консультация-презентация «Психологическая база речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическая база речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 367 г. Челябинска»

Выступление-презентация

на тему:

«Психологическая база речи»

Подготовили:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Гребенюк Т. И.

учитель-логопед

I квалификационной категории

Михайлова О. М.

Публикация «Консультация-презентация „Психологическая база речи“» размещена в разделах

Речь - высшая психическая функция, которая свойственна только человеку. Для успешного формирования речи необходима совокупность нескольких факторов:

физиологического,

психологического,

социального.

Психологическим условием формирования речи является совокупность таких психических процессов, как: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными.

Рассмотрим подробнее основные психические процессы.

Ощущение - простейший психический процесс отражающий в мозгу свойства, качества предметов и явлений, действующих на разные органы чувств: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, двигательные, ощущение равновесия.

Восприятие – основной познавательный процесс отражения предметов и явлений в целом при непосредственном воздействии на органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние). Это основа ориентации человека в окружающем мире. Важную роль в восприятии играет речь, она делает его осмысленным.

Восприятие опирается на ощущения, без них оно не возможно. И вместе эти психические процессы входят в понятие сенсорного развития.

Основными задачами сенсорного развития являются:

- повышение абсолютной чувствительности анализаторов (различение не только сильных, но и слабых раздражителей);

- повышение чувствительности к различению (различение не только основных, но и промежуточных цветов, реагирование не только на громкий голос, но и на тихий и шепотную речь и т. д.);

- знакомство детей с отдельными свойствами предметов (величиной, цветом, формой) и обучение обобщенным приемам обследования предметов окружающей действительности.

При знакомстве детей с новыми предметами необходимо подключать как можно больше анализаторов, дать возможность потрогать, понюхать, попробовать.

Формирование, воспитание и развитие психических процессов у дошкольников должно проходить в игровой форме.

Различают зрительное восприятие, тактильное и слуховое.

Зрительное восприятие – быстрое опознание окружающих предметов.

Развитие зрительного восприятия включает следующие задачи:

• научить быстро, т. е. в доли секунды, опознавать окружающие предметы и предметные картинки (предметный гнозис);

• научить узнавать условные и символические изображения предметов (изображения контурными линиями, пунктирными линиями, перечеркнутые линиями различных конфигураций, наложенные друг на друга);

• научить зрительно, а не руками, подбирать части к целому (выборки типа «мозаика» с таким же количеством отсутствующих элементов, с большим количеством вырезок, чем нужно);

• формировать зрительно-конструктивную деятельность (собрать предмет из отдельных деталей; собрать предметную или сюжетную картинку, разрезанную на определенное количество частей).

Недоразвитие зрительного восприятия ведет в дальнейшем к нарушению процессов чтения и письма, смешению сходных по оптическому признаку графем. Если у детей нарушена скорость узнавания предметов, в школе такие дети не поспевают за темпом работы класса.

Тактильное восприятие – способность восприятия, узнавания предметов наощупь (стереогноз).

Всем известная игра «Чудесный мешочек» направлена на развитие тактильного восприятия детей. С ее помощью можно научить различать:

а) предметы одинаковой фактуры, но разной конфигурации;

б) предметы, похожие по контуру, но разной фактуры;

в) предметы с общим признаком («Ищем все гладкие, шершавые, пушистые, колючие предметы»).

Эти игры способствуют не только развитию тактильных ощущений, но и обогащению словаря признаков предметов.

Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости, высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны развивается восприятие неречевых звуков (физический слух, с другой — восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное, значение, начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Развивать способность различать неречевые звуки можно через такие игры, как «Что звучит?», «Жмурки с колокольчиком», «Кто кричит?», «Кто позвал?», «Найди такую же коробочку», «Маленький барабанщик» и т. д.

Умение сосредоточиться на звуках речи — очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь — основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить — произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни. И помогут в этом игры такие, как: «Кто позвал?», «Найди картинку!», «Съедобное — несъедобное», «Слушай и выполняй!», «Правильно — неправильно?» и т. д.

Память - процесс, связанный с запоминанием, сохранением и последующим воспроизведением индивидуального опыта.

Существует кратковременная и долговременная память. У ребенка 6 лет объем кратковременной памяти равен количеству лет +-1 единица. Объем кратковременной памяти взрослого в норме 7+-2 единицы.

В 4-5 лет появляются зачатки произвольной памяти, поэтому перед детьми надо ставить задачу «запомнить» тот или иной материал. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память.

По мере развития механическая память заменяется логической, непосредственное запоминание уступает место опосредованному, а непроизвольное запоминание сменяет произвольное.

Развитие объема памяти как никогда стало важным с учетом усвоения дошкольниками возросшего объема информации. К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений, овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.

В зависимости от анализатора, с помощью которого происходит восприятие, выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная.

Зрительную кратковременную память у дошкольников развивают на материале игрушек, предметных картинок, геометрических форм, цифр и букв. ( Игры: «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?», «Какие игрушки были?»). Рекомендуется начинать с трех предметов и проговаривать их названия

Развивая слуховую память, нужно научить запоминать и воспроизводить определенное количество слов разных грамматических категорий. ( Игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку слов», «Поручения», «Последовательные поручения» Хорошо развивается слуховая память посредством метода распространения предложения ( Например: Росли яблоки. В саду росли яблоки. В саду росли спелые яблоки. За забором в саду росли спелые яблоки.)

Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т. е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза.

Выделяют следующие виды мышления:

Наглядно-действенное – здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т. е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения – практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.

Наглядно-образное – ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) – мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления и продолжает развиваться в школьном возрасте.

Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций, с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков.

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.

Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение – сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов.

В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т. о. образом на основе сравнения строится обобщение.

Обобщение – мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения.

Абстракция - состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т. д.).

Конкретизация - предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание.

Мышление и речь теснейшим образом связаны между собой. На определенном этапе развития ребенка мышление становится речевым, а речь разумной.

Дети в 5-7 лет в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как: сравнение, обобщение, классификация, систематизация, смысловое соотнесение.

Осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.

Обучение детей классификации возможно только при условии, что дети знают обобщающие слова.

С обобщающими словами мы знакомим детей на занятиях, при выполнении разнообразных поручений, в процессе общения, в игровой деятельности.

Для овладения приемом систематизации ребенок должен прежде всего выделять различные признаки объектов, а так же сопоставлять по этим признакам разные объекты.

Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.

Сначала формирование приемов логического мышления должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал.

Предлагаем вашему вниманию ряд дидактических игр на развитие различных мыслительных процессов: «Живой - не живой», «Разложи картинки», «Чем непохожи?», «Чем похожи?», «Найди вырезанные кусочки», «Подбери по признаку…», «Я знаю пять названий», «Продолжи ряд предметов», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Все наоборот» и т. д.

Внимание – форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект.

Внимание разделяют на непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание — это наиболее простой вид внимания, который возникает под воздействием интенсивного раздражителя без участия сознательного волевого действия (основное у детей дошкольного возраста).

Произвольное внимание — это вид внимания, который возникает в результате волевых усилий человека (формируется у ребёнка при его общении со взрослыми).

С 4 до 6 лет речь ребенка начинает играть роль прямого инструмента управления собственным вниманием. Формируется внутренняя речь. Расширяются границы мира. Увеличивается концентрация внимания на интересных моментах. Появляется произвольное внимание и элементы постпроизвольного. Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, неустойчиво.

Существует так называемое послепроизвольное внимание, которое подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий. Если ребёнку предложена трудное задание, он постоянно отвлекается и должен прилагать усилие воли, чтобы вернуться к его решению. И когда процесс увлекает ребенка, а решение становится доступным, появляется интерес к самому процессу работы. Важно увлечь ребенка, заинтересовать его.

Внимание характеризуется определенными свойствами (они представлены на данном слайде).

Устойчивость внимания — это способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном объекте.

Сосредоточенность (концентрация) внимания — это концентрация на одном объекте при отвлечении от других.

Объем внимания — это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием.

Распределение внимания — это способность удержать в сознании несколько объектов одновременно.

Попробуйте левой рукой в воздухе вырисовывать круг, а правой рукой — квадрат. Это окажется сложнее, чем вы думаете. Контролировать руки будет не просто, ведь рисовать они будут фигуры, отдаленно напоминающие задуманные.

Переключение внимания — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой.

В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации

На практике видим, что произвольное внимание неустойчиво: через несколько минут после начала занятия дети начинают ерзать на своих стульях, отвлекаются или же взгляд становится отсутствующим. Необходимо помнить педагогу об особенности детского организма, чаще менять положение тела в пространстве, менять виды работы, поддерживать интерес к занятию, строить его так, чтобы детям было интересно, требования доступны для понимания и выполнения, деятельность приносила радость.

Игры на развитие внимания: «Найди все одинаковые предметы, «Что забыл нарисовать художник?», «Найди свою дорожку», «Делай то, что видишь», «Делай то, что слышишь», «Почини коврик», «Составь целое», «Найди фрагмент рисунка». и т. д.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

предваряется развитием психологической базы речи, побуждает ребенка к появлению речи. В старшей группе работа по развитию речи и ее психологической базы идут параллельно. В подготовительной к школе группе развивается речь, через которую уточняются, становятся более целенаправленными высшие психические функции : внимание, память, мышление.

Таким образом, формирование и развитие психологической базы речи стимулирует речевое развитие. В свою очередь, развитие речи развивает мозг ребёнка, помогает ему подняться на новый уровень развития.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Наша лыжная база»Фотозарисовка «Наша лыжная база» В городе Тольятти лыжная база является одним из туристических объектов, который привлекает к себе множество посетителей. Название этого.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация-презентация «Психологическая база речи»
Опубликовано: 21 апреля 2021 в 08:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация-презентация «Психологическая база речи»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Михайлова Татьяна Гребенюк (УИ 706402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД