Айгуль Юнусова
Консультация «Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий вид деятельности у детей 1–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Предметно-манипулятивная деятельность
как ведущий вид деятельности у детей 1-3 лет
Предметно-манипулятивная игра – это ведущий вид деятельности у детей с 1года до 3лет. К 1-му году у ребенка появляются два важнейших новообразования: ходьба и речь – это позволяет приобрести самостоятельность от взрослого, самому обследовать мир предметов. Взрослый нужен не для общения, а для показа, объяснения и демонстрации способов действий с предметами.
Публикация «Консультация „Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий вид деятельности у детей 1–3 лет“» размещена в разделах
Предметно-манипулятивная игра не имеет конкретной цели, в отличие от сюжетно - отобразительной игры не является попыткой воспроизведения чего-либо, имитации. Для ребенка ценны сами по себе действия, т. е. манипуляции с предметами.
Знакомясь с предметом, ребенок выделяет его качества, признаки и свойства, следовательно, развивается восприятие. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается память и речь.
Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук т. к. пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.
Манипулирование и экспериментирование с предметами сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями, значит, наряду с предметным происходит эмоциональное освоение мира (удивление или страх перед неизвестным, радость от получившегося и обида от неудавшегося действия).
Таким образом, в предметно-манипулятивной игре происходит психическое и физическое развитие ребенка.
Предметно-манипулятивная деятельность – это основа таких видов деятельности как труд, игра, изобразительная деятельность. Как и общение предметно-манипулятивная деятельность не исчезает, а органически включается в другие виды деятельности как отдельные действия: например в труде – действия с орудиями труда.
Для детей от 1 до 2 лет можно проводить следующие спонтанные игры:
- Игра с мячом: позвольте ребенку бросать и катать мяч, это развивает координацию движения.
- Прятки: поиграйте в прятки,используя большие предметы, чтобы ребенок мог их найти.
- Музыкальные игры: включите мелодии и танцуйте вместе с ребенком, или дайте ему инструменты для создания звуков.
- Рисование пальцами: разрешите ребенку рисовать пальцами на большом листе бумаги или в песочнице.
- Сортировка предметов : дайте ребенку различные игрушки или предметы, чтобы он мог их сортировать по форме или цвету.
- игра «Палец — гусь» : позвольте ребенку коснутьсяразных частей своего тела,повторяя за вами (например, «покажи глаз», «покажи нос»).
- Игра с песком или водой: дайте возможность играть с песком или водой, используя ведерко, лопатку и различные формы.