Ольга Бажаева
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
До трех лет малыши каждое действие малыша продиктовано желанием познавать мир. Со стороны может показаться, что ребенок просто играет, на самом деле, в этот момент внутри малыша происходят небывалое число разнообразных процессов. В мозг поступает информация от пальчиков – вес, плотность, шершавость, эластичность предмета. Ребенок замечает цвет запахи, обращает внимание на какие-то свойства – течет, катится, падает вертится и прочее. И все эти процессы мозг малыша обрабатывает одновременно. Далее они формируют базовое знание о предмете, которое используется в повседневной жизни для нормального функционирования.
Публикация «Консультация „Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Темочки
Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего возраста состоит из различных этапов.
По видам и этапам познавательно-исследовательской деятельности ее можно условно разделить на:
- Формулировка проблемы (процесс постановки задачи воспитателем)
- Изучение информации (ребята выдвигают предположения согласно заданной темы, пытаются самостоятельно найти объяснение, почему происходит именно так, а не иначе)
- Постановка практического решения (воспитатель предлагает шаги, а также слегка задает вектор направления решения)
- Сбор материалов (совместный с воспитателем сбор нужных материалов для решения поставленной задачи)
- Проведение опыта (непосредственное проведение занятия, обязательно следует привлечь всех воспитанников)
- Анализ и формулировка выводов (завершающий этап, подведение итогов)
Иногда, наблюдая за ребенком, со стороны может показаться, что занятие малыша в данный момент больше похоже на баловство, но это также можно отнести к процессу познания. Например, уронил чашку – узнал, что она разобьется, сломал машинка – познал ее внутреннее строение.
Итак, задача воспитателя – организовать или обратить внимание детей на ситуации, которые могут заинтересовать или привлечь новизной детей. Так первые месяцы в младших группах связаны с исследованием помещения, новых людей. Но вскоре все изучено, и ребенок начинает скучать. Задача преподавателя — предотвратить такой застой.
Задача познавательно-исследовательской деятельности — дать простор для деятельности наглядно-действенному мышлению, характерному для детей в младшей группе. Не менее важной задачей является предоставление малышам практического опыта.
Для мотивации малышей можно задействовать такие рычаги управления, как игровая мотивация (возникающая проблема во время игры, помощь взрослому (ведь ребятам нравится помогать старшим, общаться с ними на равных).
Но не стоит забывать о простых правилах мотивирования:
• нельзя навязывать младшим виденье игры;
• надо учитывать мнение ребенка, он имеет право не хотеть чем-то заниматься;
• за полученный результат надо хвалить.
Вот небольшой список тем, полезных в ходе занятий по познавательно-исследовательской деятельности в младше группе :
1. Овощи и фрукты.
2. Съедобное и несъедобное.
3. Домашние животные.
4. Погода.
5. Предметы домашнего обихода, посуда и мебель.
6. Мои друзья – как надо заводить новых знакомых и поддерживать с ними общение.
7. Игра с губкой – знакомство с предметами, которые впитывают воду.
8. Вода – изучение свойств и назначения.