Елена Гуц
Консультация «Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Первоочередными задачами физического воспитания в детском саду являются: укрепление здоровья, улучшение физического развития, функциональное совершенствование организма, повышение умственной
и физической работоспособности. Чтобы раскрыть механизмы управления здоровьем ребенка, необходимо учитывать системные связи между различными физиологическими функциями, реализуемыми в процессе деятельности на соответствующих этапах индивидуального развития. Следовательно, целесообразно учитывать, с одной стороны, индивидуальные особенности каждого ребенка (биологический, психический, социальный возраст, пол, состояние системы организма, наличие конкретных воздействовать на наиболее зрелые ведущие функции, оказывая тем самым положительное влияние на развитие других (Т. С. Грядкина, 2000,
Публикация «Консультация „Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ю. А. Кириллова, 2002).
Наряду с первоочередной задачей физического воспитания дошкольников (охрана и укрепление здоровья, овладение родным языком как средством
и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток
на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Часто речевые нарушения сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики.
Подвижные игры занимают особое место в развитии детей дошкольного возраста. Характерная её особенность – комплексность воздействия
на организм и на все стороны личности ребё нка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое
и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые
ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы
в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки.
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться
от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлечённые сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом
и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила,
а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.
Игровая деятельность для дошкольников – способ познания окружающего мира. Так же подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи.
Подвижные игры можно разделить на следующие виды:
1. Игры на развитие общей моторики (большой, средней и малой подвижности)
2. Игры с речевым сопровождением, игровые упражнения на координацию слова и движения
3. Игры на развитие мелкой моторики
4. Игры на развитие внимания
5. Игры на развитие ориентировки в пространстве
6. Игры на развитие коммуникативных функций
7. Игры с музыкальным сопровождение
8. Игры (игровые упражнения) на развитие творческого воображения
- на развитие выразительности движений
- игры-превращения
9. Коррекционные игры
- речевые игры для детей с ОНР
- игры на развитие речевого и фонематического слуха
- игры на развитие звукопроизношения
Практическая часть
Игры на развитие общей моторики
(большой, средней и малой подвижности)
• Игра большой подвижности «Ловишки»
Игроки образуют круг. Считалкой выбирается водящий (ловишка, он встает в центре круга. Взявшись за руки, дети начинают двигаться вправо (влево, произнося следующие слова:
Ау-ау-аукаем,
Весну приаукиваем.
Весна! Весна!
Красным-красна!
Весна пришла.
Свет, тепло принесла!
Весну встречаем,
В «ловишки» играем!
Раз, два, три, лови!
После этих слов игроки разбегаются врассыпную по залу (площадке). Ловишка их ловит, дотрагиваясь рукой. Пойманные игроки отходят
в сторону. Когда ловишка поймает 2-3, игра останавливается. Выбирается новый водящий.
Варианты игры :
- Тот игрок, которого поймает ловишка, становиться водящим
- Слова можно менять в соответствии со временем года, например:
Здравствуй Зимушка-зима,
Заморозила леса,
Речку льдом сковала.
А ребят то не поймала.
Раз-два, три, лови!
• Игра малой подвижности «Пузырь»
Дети встают в круг вместе с воспитателем и берутся за руки. Медленно отходя назад, постепенно увеличивая круг, произносят следующие слова:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Затем воспитатель говорит «Пузырь лопнул!». Дети отпускают руки, приседают со словом «Хлоп!»
• Игра малой подвижности «Зеркало»
Для участников игры определяются роли. Например: мальчики - «мишки», девочки – «куклы». Одни показывают движения (упражнения, другие
за ними повторяют.
Дети произносят;
Один, два, три, четыре, пять –
Будем в зеркало играть.
Слова воспитателя:
То, что куклы (мишки) нам покажут,
Будут мишки (куклы) повторять.
Подвижные игры с речевым сопровождением
• «Ветерок»
Играющие встают в круг, лицом в центр. Произносят слова и выполняют движения.
Ветерок, нас не пугай.
Погрозить указательным пальцем
Лучше с нами поиграй.
Хлопки в ладоши
Дунул раз, дунул два
На слова «раз» и «два» взмахнуть руками вперед-вверх
Побежала (разбежалась) детвора!
Варианты бега:
- по кругу друг за другом
- врассыпную по залу
• «Бьют часы»
Часы бьют раз,
Часы бьют два,
Часы бьют три.
Хлопки в ладоши
Новый год, к нам приходи!
Поступательные зовущие движения руками к себе.
Тебя ждали год,
Стояли у ворот.
«Пружинка», руки на поясе
А пришел мороз,
Заморозил нам нос.
Ходьба на месте
Нас, мороз, не пугай,
С нами лучше поиграй.
Наклоны вправо, влево, руки на поясе
В прятки ты поиграй.
Да подарки нам раздай.
Закрыть лицо руками,
похлопать себя по коленям
Конфеты, игрушки,
Орехи и хлопушки.
Постукивание кулачками друг о друга
Будем веселиться,
Танцевать, резвиться.
варианты:
- произвольные прыжки на месте
-танцы под музыкальное сопровождение
Игры на развитие мелкой моторики
(пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)
Развитие мелкой моторики требует пристального внимания. Известна следующая закономерность: если развитие движений пальцев ребенка соответствует его возрасту, то и его речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается
и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной
и выше нормы. Научными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Для развития мелкой моторики подойдут упражнения и игры с мячами разного диаметра, упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.
Предложить участникам семинара самостоятельно выбрать пальчиковую игру.
Игры на развитие внимания
Внимание – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации.
• «Дерево, куст, ручей, тропинка»
Дети строятся в колонну по одному. По команде педагога начинают ходьбу, выполняя следующие команды:
«Дерево» - игроки останавливаются и соединяют между собой поднятые вверх руки;
«Куст» - принимают упор присев;
«Ручей» - выполняют прыжки на месте: ноги врозь, ноги вместе;
«Тропинка» - игроки встают в пары (игрок, которому не хватило пары, встает ноги вместе, руки вперед)
варианты:
«Солнце, дождик, ветерок», «Ель, береза, дуб».
Игры на развитие ориентировки в пространстве
У детей с нарушением речи наблюдаются проблемы с ориентировкой
в пространстве. Так же они входят в группу риска по дисграфии. Необходимо формировать у детей пространственные представления, так чтобы они уверенно ориентировались не только в частях своего тела (правая, левая рука или нога и т. п., но и пределах зала, площадки, используя соответствующие команды и распоряжения (повернуться направо, разомкнуться влево и т. д.). Следует шире использовать предлоги (встаньте за линию, положите мяч в обруч и т. д., применять двигательные схемы-карточки с нарисованными двигательными действиями. Целесообразно включать в работу с детьми подвижные игры на ориентировку в пространстве, игры с элементами строевых упражнений.
Например: «Найди свой цвет», «Найди, где спрятано», «Большое и малое колесо», «Ручейки и озера» и др. Так же эти игры можно использовать для развития внимания.
Игры на развитие коммуникативных функций
Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнерского общения. Решению этих задач способствует коллективное выполнения построек из модулей «Альма», игры на воспитание культуры поведения
и общения («Едем в автобусе», «Переходим дорогу» и т д.)
Игры с музыкальным сопровождением
(в том числе хороводные и музыкально-ритмические композиции)
Использование музыки при проведении подвижных игр способствует развитию координации движений, согласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.
Игры (игровые упражнения) на развитие творческого воображения
Игры малой и средней активности :
«Покажи отгадку». Взрослый загадывает загадку, дети отгадывают и показывают;
«Фигура замри»;
«Где были - мы не скажем, а что делали - покажем»
Варианты:
- все дети показывают движения на заданную тему, например играют в мяч – один или несколько водящих отгадывают;
- дети показывают разные движения на заданную тему, например, зимние виды спорта. Водящий отгадывает.
- «Отгадай, что изображено на картинке».