Светлана Кукушкина
Консультация по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомить с трудностями, которые испытывают обучающиеся с РАС при освоении АООП, и представлены способы их преодоления. Описаны основные способы адаптации учебных заданий для обучающихся с РАС, приведены примеры адаптированных заданий по различным учебным предметам.
План:
1. Специфические трудности, возникающие у обучающихся с РАС при освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
2. Способы преодоления трудностей, возникающих у обучающихся с РАС при освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Публикация «Консультация по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
3. Адаптация учебного материала для обучающихся с РАС.
4. Примеры преодоления трудностей в освоении адаптированных основных общеобразовательных программ.
1. Показателем освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) является достижение ребенком планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Трудности достижения планируемых результатов АООП НОО, возникающие у обучающихся с РАС, условно делятся на специфические и неспецифические.
Наиболее труднодостижимыми метапредметными результатами являются коммуникативные универсальные учебные действия (далее УУД) : слушание собеседника; инициирование и поддержание диалога; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение собственного мнения, аргументация собственной точки зрения; умение давать оценку событиям; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Трудности слушания собеседника возникают в связи с отсутствием мотивации к общению и специфическими особенностями переработки слухоречевой информации. В результате ребенок не хочет слушать собеседника и/или не способен понять его речь
Для учащихся с РАС труднодостижимыми являются многие регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. Так, например, такое регулятивное универсальное учебное действие как умение поднимать руку может вызывать у учеников с РАС значительные затруднения и требует специального обучения. Когда учитель задает фронтальный вопрос, ученик с РАС может не поднимать руку не потому, что не знает правильный ответ, а потому, что не понимает, что он обращен и к нему тоже. Испытывая затруднения на уроке, ученик с РАС может никак не сообщать о них учителю, а может делать это путем нежелательных форм поведения. Ученику, испытывающему затруднения в понимании слов, инструкций, поможет наглядный план действий, отражающий, что и в какой последовательности он должен достать из портфеля перед началом урока, и на какое место на парте это нужно положить. Удобны картинные планы-схемы с изображением учебных принадлежностей конкретного ученика. В последствии индивидуальные картинки могут быть заменены на обобщенные или на слова. Помимо описанных выше, к труднодостижимым регулятивным УУД можно отнести также: – умение работать с учебными принадлежностями (например, находить нужную страницу в учебнике); – умение ориентироваться в пространстве школы (например, находить свой класс и другие помещения в школе); – умение организовать свое время на переменах (способность выбрать для себя одно или несколько занятий в свободное время); – умение адекватно воспринимать оценку учителя, сверстников; – умение адекватно реагировать на проигрыш и др. Из числа познавательных УУД наиболее труднодостижимыми для обучающихся с РАС будут: – умение слушать учителя или одноклассников, повторить то, что они говорили.
Помимо вышеописанных трудностей в достижении метапредметных результатов, для обучающихся с РАС характерны специфические трудности достижения планируемых результатов по таким учебным предметам как русский язык, математика, литературное чтение, окру жающий мир. У обучающихся с РАС могут возникать сложности при усвоении тем и овладении различными навыками и на других учебных предметах, но они будут менее специфичны, так как характерны для разных категорий детей с ОВЗ.
2. Перечислим основные этапы работы по преодолению трудностей в освоении предметных результатов АООП НОО обучающимися с РАС:
1 этап – диагностический. Для выявления трудностей, испытываемых обучающимся с РАС в усвоении тех или иных тем по различным учебным предметам, необходимо осуществить диагностику знаний, умений и навыков ученика и определить актуальный уровень его развития.
2 этап – аналитический После проведения диагностики и определения тех трудностей, которые испытывает ученик в усвоении того или иного предмета, необходимо их проанализировать и определить причины возникновения
3 этап – коррекционный. В ходе данного этапа разрабатываются способы преодоления трудностей, возникающих у ученика с РАС, а также определяется, в рамках занятий с какими специалистами будет проводиться коррекционная работа по преодолению этих трудностей. Коррекционная работа может осуществляться как на индивидуальных коррекционных занятиях, так и в рамках урока с другими учениками класса.
Способы преодоления трудностей в освоении предметных результатов АООП НОО обучающимися с РАС:
1. Изменение последовательности формируемых навыков и изучаемых тем
2. Адаптация методики обучения Данный способ предполагает очень творческий подход со стороны учителя, знание специфических особенностей учеников и трудностей, которые могут у них возникнуть в ходе объяснения темы урока или овладения каким-либо навыком.
3. Адаптация способа преподнесения/«подачи» учебного материала Данный способ включает в себя пошаговое обучение, когда формируемый учебный навык (навык выполнения конкретного задания).
4. Адаптация учебного материала Среди способов адаптации учебных материалов можно выделить следующие: – упрощение инструкции к заданию; – индивидуализацию стимульных материалов; – дополнительную визуализацию; – минимизацию двойных требований; – сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности; – упрощение содержания задания.
3. Рассмотрим наиболее распространенные способы адаптации учебных материалов, и в частности, самих учебных заданий :
1. Упрощение инструкции к заданию. Данный способ адаптации включает:
разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;
замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать;
дублирование устных инструкций письменными.
2. Индивидуализация стимульных материалов У многих обучающихся с РАС есть специфические интересы, которые эффективно использовать при подготовке адаптированных заданий. Например, ученик может решать задачу не на счетных палочках.
3. Дополнительная визуализация Этот прием позволяет лучше понять содержание задания.
4. Минимизация двойных требований В процессе обучения к детям часто предъявляются задания, содержащие в себе двойные требования: решить задачу и записать ее в тетрадь, списать текст и выделить в нем орфограммы и т. д. Выполнение таких заданий – часто сложная задача для детей с РАС.
5. Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности В связи со специфическими нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации, программирования собственной деятельности, у детей с РАС часто отмечается замедленный темп работы.
6. Упрощение содержания задания. Для обучающихся с РАС, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников (например, ребенок с РАС и интеллектуальными нарушениями в инклюзивном классе, меняется уровень сложности задания.
4. Пример.
Информация о ребенке:
Имя ребенка: Дима П.
Возраст: 8 лет
Программа : АООП, вариант 8.1
Класс: 2 класс
Форма организации образования : класс для обучающихся с РАС
Описание проблемной ситуации На уроках математики у мальчика возникли трудности с усвоением темы «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток». Проанализировав эти трудности, педагоги разделили их на 2 группы: 1 группа. Трудности, связанные со спецификой развития речи и языковой памяти. Ученику трудно удерживать объемные лексико-грамматические конструкции, запоминать абстрактные математические понятия, понимать фразы. 2 группа. Трудности, связанные с особенностями пространственного восприятия, в том числе с ориентировкой в тетради. Цель коррекционной работы – научить ребенка решать в столбик примеры на сложение двузначных чисел.
Ход работы Коррекционная работа осуществлялась в несколько этапов:
1 этап Задача первого этапа – визуализировать инструкцию, то есть перевести форму подачи задания из вербальной в невербальную. Необходимо создать условия, в которых ребенок сможет понять инструкцию, ориентируясь на визуальный канал восприятия. Для визуализации инструкции используются условные цветовые обозначения разрядов: единицы – красный цвет, десятки – зеленый цвет, сотни – синий цвет. Данные обозначения вводятся на этапе сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
2 этап Задачи второго этапа: – ввести понятия: «разряд единиц», «разряд десятков», «разряд сотен», «переход через разряд»; – научить выполнять многоступенчатую инструкцию: «Реши пример в столбик. Запиши второе слагаемое под первым: пиши разряд единиц под разрядом единиц, а разряд десятков под разрядом десятков. Сложи единицы, запиши результат. Сложи десятки, запиши результат. Назови сумму». После того как ученик начал понимать и использовать в речи вышеперечисленные понятия, мы учим его выполнять многоступенчатую инструкцию с использованием данных понятий.
3 этап Задача третьего этапа – повысить ресурс самостоятельности, научив ученика записывать и решать примеры в столбик, упростив визуальную подсказку.
Достигнутые результаты. В результате использованных педагогами приемов ученик научился самостоятельно записывать и решать примеры в столбик, ориентируясь не только на устную инструкцию, но и на возможность самостоятельно планировать действия в процессе работы.
Рекомендации по дальнейшей работе В дальнейшем необходима генерализация данного навыка при решении примеров с многозначными числам.