Ирина Мироновская
Консультация «Особенности организации совместной партнёрской деятельности взрослого с ребёнком»
▼ Скачать + Заказать документы
"Особенности организации совместной партнёрской деятельности взрослого с ребёнком"
Специфика дошкольного образования, помимо других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является процессом усвоения в разных видах деятельности. Схема развития любого вида деятельности сначала осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самостоятельной.
Публикация «Консультация „Особенности организации совместной партнёрской деятельности взрослого с ребёнком“» размещена в разделах
ФГОСы от педагогов требуют решать образовательные задачи в процессе совместной деятельности ребёнка с взрослым (в НОД и в ходе режимных моментов).
Совместная деятельность – это деятельность 2-х и более участников образовательного процесса по решению общих задач на одном пространстве и в одно и тоже время. Она отличается наличием партнёрской (равноправной) позиции взрослых и детей и партнёрской формой организации (в процессе деятельности возможность свободного размещения, перемещения и общения).
Организация совместной деятельности базируется на следующих принципах:
- добровольное присоединение детей к деятельности (у ребёнка есть выбор между видами деятельности, а не между деятельностью и ничего неделаньем);
- уход от жесткого регламентированного обучения;
- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
- использование методов, активирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей;
- создание развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирущей её;
- широкое использование игровых приёмов, создание эмоционально значимых ситуаций;
- использование педагогом личностно-ориентированной модели общения с детьми;
- открытый конец деятельности;
- включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми.
Перестройка стиля поведения педагога связана с организацией совместной деятельности взрослого и ребёнка. В процессе педагогического взаимодействия возможны три стиля руководства: авторитарный, демократический (партнёрский) и либеральный (попустительский).
1. Авторитарный стиль- мотивы и потребности детей не учитываются, со стороны педагога- требования, приказы, регламентация деятельности.
2. Демократичный стиль – вовлечение в процесс взаимодействия всех участников, коллективное принятие решений, согласованность действий.
3. Либеральный стиль – следуя спонтанным желаниям детей, взрослый идёт на поводу у них.
Если педагог принимает демократичный стиль отношений, то тогда возможна только организация партнёрской деятельности. Партнёр – это равноправный участник дела и связан с другими взаимным уважением, в отличие от учителя, который является руководителем, но не включён в деятельность, а даёт задания и контролирует, оценивает его выполнение (учитель по сути не может избежать дисциплинарного принуждения).
Развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принимать решения, благоприятствуя эмоциональному комфорту, способствует партнёрская позиция воспитателя. Пассивность ребёнка, невозможность самостоятельного принятия решений, эмоциональный дискомфорт, страх совершить ошибку и агрессию, как разрядку накопившегося напряжения. вызывает постоянная авторитарная позиция взрослого. К вседозволенности, капризам, конфликтам приводит попустительский стиль общения педагога. Отсюда следует, что ориентация педагога на личностно-ориентированную модель общения развивает в детях инициативу, обеспечивая мотивации.
Что представляет собой и как достичь личностно-ориентированная модель общения с детьми?
Психолог – гуманист Ш. А. Амоношвили разработал основные принципы построения отношений с детьми:
- управление обучением с позиции детей, постоянное проявление веры в возможности каждого ребёнка;
- уважение к достоинству детей, принятие детей такими, какие они есть.
В своей книге «Общаться с ребёнком. Как?» Гиппенрейтер развивает эти постулаты Она подробно описывает, что является наиболее важным в общении с ребёнком :
- безусловное принятие ребёнка;
- умение «активно» его слушать;
- умение делиться с ребёнком своими чувствами и отражать чувства ребёнка;
- использование дружелюбного тона;
- исключение из общения приказов, угроз, нравоучений, критики;
- учёт «зоны ближайшего развития» ребёнка;
- помнить, нельзя осуждать чувства ребёнка, его личность, а можно только выражать недовольство его поступками (но не часто).
Партнёрская позиция воспитателя в разные моменты деятельности проявляется по-особому. Вначале – это приглашение к деятельности, необязательной не принуждённой («Давайте сегодня.», «Приглашаю вас.», «Кто хочет со мной?»). Поставив задачу, педагог, как равноправный участник, предлагает способы её реализации и обсуждает вместе с детьми свои и предложенные детьми идеи. Воспитатель вместе с детьми, участвует в деятельности, выполняя ту же работу. Заключительный этап работы строится так, что каждый работает в своём темпе и решает сам, когда закончить. Оценка воспитателя может быть лишь косвенной – получил ли ребёнок результат, который хотел.
Таким образом, при наличии у педагога терпимости, искренности, такта и стремления к самосовершенствованию, только тогда возможна организация совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми.