Наталья Рудоманова
Консультация педагогам «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема экологического воспитания заключается в том, что педагоги ДОУ не в полной мере используют потенциал семьи в экологическом образовании детей. Чтобы решить эту проблему предлагаем вам ряд мероприятий с родителями. С чего следует начать?
Провести анкетирование родителей с целью выявить представление родителей об экологическом образовании.
Анализ анкет и полученные данные позволяют систематизировать дальнейшую работу:
Публикация «Консультация педагогам „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
выбрать формы и методы совместной работы ДОУ с родителями по экологическому образованию дошкольников;
оставить перспективный план по вопросам взаимодействия ДОУ и семьи в экологическом воспитании;
создать в группе развивающую среду;
оформить информационный стенд для родителей;
оформить в приёмной библиотеку для родителей по экологической направленности.
Анкеты для родителей
(анкета №1)
- Что такое природа?
-От кого или от чего, ее надо беречь?
- Нужно ли экологическое образование в ДОУ?
- Как вы проводите это направление в семье?
- Что вы ждете от детского сада?
- Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными:
родительское собрание;
открытое занятие;
совместные дела детского и родительского коллективов;
педагогические конференции в ДОУ.
(анкета №2)
«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона?
Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего края, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для нашего города?
Как вы считаете, в нашем округе, существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
Методы и формы работы с родителями по экологическому воспитанию
-совместные с родителями экологические проекты (темы для проектов могут быть самые разнообразные);
-совместная трудовая деятельность (экологические акции) родители-педагоги-дети;
-наблюдение в природе;
-открытые занятия;
-информационные стенды;
-экологические праздники с привлечением родителей;
-составление экологических сказок (создание книги «экологические сказки»;
-консультации родителям;
-оформление библиотеки в приёмной с подбором художественной литературы по экологической направленности;
-совместный с родителями досуг на природе;
-подбор дидактических игр (родители могут их использовать, когда отдыхают с детьми на природе);
-совместные экскурсии в музей города, в музей ЦДОД;
-с помощью родителей создание коллекций и альбомов из природных материалов;
-экологические праздники с привлечением родителей.
Календарь экологических праздников на 2016год, которые можно использовать для организации выставок, праздников, досугов, театрализации
- Виртуальная экскурсия "По следам сказочных лягушек"
19 февраля - Всемирный день китов и дельфинов / Всемирный день защиты морских млекопитающих
25 февраля - День Рождения Ассоциации заповедников и национальных парков Северо-Запада России
1 марта - День кошек в России (по стихийно сложившейся традиции)
20-21 марта – День весеннего равноденствия, День Земли
21 марта - Международный день леса
22 марта - Всемирный День Воды, или Всемирный день водных ресурсов
22 марта – Международный день Балтийского моря
23 марта - Всемирный День Метеорологии
29 - 30 марта - День защиты Земли
1 апреля - День птиц (международная экологическая акция, официально
7 апреля - Всемирный день охраны здоровья
15 апреля - 5 июня - Общероссийский дни защиты окружающей среды от экологической опасности
15 апреля - День экологических знаний (в рамках экологических дней)
18-22 апреля - Марш Парков (Дни заповедников и национальных парков)
19 апреля - День подснежника. Операция "Первоцвет" в России
с 20 апреля - Весенняя Неделя Добра
22 апреля - Всемирный день Земли (международная экологическая акция) с 1990 г. в России
1-10 мая - Весенняя декада наблюдений птиц
3 мая - День Солнца
14 мая (вторая суббота) - Всероссийский день посадки леса
14-15 мая (вторая суббота и воскресенье) - Всемирный день мигрирующих птиц
15 мая - 15 июня - Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов (по инициативе Российской сети рек)
20 мая - День Волги
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды, День эколога
5 июня - Международный день очистки водоемов
8 июня - Всемирный день океанов
21 июня - Международный день цветка
24 июня - Праздник Иван Купала
27 июня - Всемирный день рыболовства
23 июля - Всемирный день китов и дельфинов
8 августа - Всемирный день кошек
16 августа - Международный День бездомных животных
31 августа - Лошадиный праздник
11 сентября - День рождения Всемирного фонда дикой природы
13 сентября - День Журавля (Проводы журавлей и лета) (второе воскресенье сентября)
13 сентября -(второе воскресенье) - День Байкала
15 сентября - День рождения международной экологической организации "Гринпис" ("Зеленый мир")
18 сентября - День работников леса, Российский День леса (третье воскресенье сентября)
20-21 сентября - Международная ночь летучих мышей (День осеннего равноденствия)
21-27 сентября - Неделя Всемирной Акции "Мы чистим мир" ("Очистим планету от мусора")
27 сентября - Всемирный день туризма
29 сентября - Всемирный день моря (отмечается в один из дней последней недели сентября) .
1-2 октября - Всемирные дни наблюдения птиц, (первые выходные месяца)
2 октября - Всемирный день сельско-хозяйственных животных
2 октября - День детского здоровья
4 октября - Всемирный День защиты животных
5 октября - День образования Международного союза охраны природы
25 октября - День Зимы (Зимние ночи-2014) Зимние фотогалереи.
31 октября - Международный День Черного моря
11 ноября - Международный день энергосбережения
12 ноября - Синичкин день (Исконно русский праздник - День встречи зимующих птиц)
24 ноября - День моржа
30 ноября - Всемирный день домашних животных
11 декабря - Международный день гор
Экологические акции
Акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности, в акции включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители.
-Экологические экскурсии-экспедиции.
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научить наблюдать, «читать» книгу природы.
-Экологические выставки и экспозиции.
Цель – ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям.
Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.
Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т. д.
-Экологический музей, которые пополняются с помощью родителей
В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода, ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).
-Экологические игры которые можно использовать отдыхая на природе:
- «найди дерево по описанию»;
- «с какого дерева листок»;
- «что растёт в лесу» и т. д
ВИДЫ АКЦИЙ:
Осень:
1. «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц);
2. «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц. В группе стоит ёмкость, куда дети и родители приносят корм для птиц. В «Панораме добрых дел» воспитатели отмечают благодарность активным семьям).
Зима:
1. «Ёлочка – зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, несут домой. По пути могут повесить в общественном месте. Заключительный этап может выйти в форму конкурса и выставки – «Ёлочка – зелёная иголочка»);
2. «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).
Весна:
1. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды». Акция может начаться раньше, а закончиться праздником «Волшебница вода». Плакаты, экспериментальная деятельность – вожжа живительная сила).
2. «Любимый – чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем).
3. «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников. Можно прилепить во дворе своего дома, на даче).
4. Весной начинает старт экологическая акция «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).
Лето:
1. «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).
2. «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу, осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред природе, его жителям, людям).
Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».
Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию.
1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе)
2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь)
3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах растущих в нашей округе, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана)
4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)
5. Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)
6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений)
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения
Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, играх.
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек
нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей, я надеюсь, окажет практическую помощь в установлении контакта с родителями воспитанников, выявит трудности и имеющийся положительный опыт.
Родительское собрание в начале учебного года
Тема: «Давайте познакомимся».
Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива, избрать родительский комитет группы.
Участники мастерской: воспитатель, родители.
Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.
Ход проведения.
1. Вводное слово воспитателя. Педагог поздравляет родителей воспитанников с началом учебного года и произносит следующие слова: «Сегодня мы все вместе посетим мастерскую общения «Давайте познакомимся!». Вам предлагается работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнения нескольких заданий. Я буду отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начинаем!»
2. Индукция. (все сидят обычно) : обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ладонь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров свое имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались и вы при этой форме чувствовали себя комфортно (получается «визитка»каждого участника мастерской).
3. Социоконструкция :
Объединить в группы по цвету своих «визиток» (столы переставляются в соответствии с созданными группами);
Расскажите в своей группе о себе то, что заинтересует ваших товарищей; Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллективную «визитку» - выступление в любом жанре (песня, танец, сценка, пантомима, сказка, рисунок).
4. Социализация: выступление групп с представлением своих коллективных «визиток».
5. Избирается родительский комитет группы.
6. Рефлексия: «передавайте изготовленную «ладошку» с рассказом о своих впечатлениях и чувствах, возникших на мастерской, как вы себя чувствовали в начале, в процессе и на завершающем этапе работы в мастерской, постарайтесь проанализировать причину их возникновения. Высказывайте свои пожелания воспитателю и избранному родительскому комитету группы»
В конце собрания можно из ладошек сделать солнышко или дерево на мольберте.
Тренинг для родителей
Знакомство по НЕЙПЕРУ
вопросы
1 участник
Где родился (город большой или маленький, село)
Хобби
Любимое блюдо
Профессия
Любимые фильмы, книги (детективы, классика и т. д)
Любимое время года
Дела которые приносят удовольствие
Такой тренинг проводится на собраниях, родители делятся по парам, каждому участнику дают такую таблицу, в которой он пишет свои предположения о своём оппоненте. Затем они по очереди зачитывают друг другу свои предположения и делятся впечатлениями.
Тренинг для родителей
«Нарисуй солнышко радости»
Если плохое настроение нарисуй три любых лучика и напиши дела, которые приносят тебе удовольствия лучики можно добавлять, чем больше, тем лучше солнышко получится