Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»

Жанна Манджиева
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников».В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, наблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Я думаю, что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направление в дошкольном образовании.

Публикация «Консультация для воспитателей „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Мой педагогический опыт показывает что, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача ваша, как педагогов в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Ведь именно приобретенные в детстве знания могут в дальнейшее преобразоваться в прочные убеждения.

Я уверенна, что очень важно каждый ребенок с малых лет понять: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о себе, о своем будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку. Мое педагогическое направление – Сохраним родную природу. Прежде чем приступить к непосредственному формированию экологических знаний умений и навыков детей вы должны познакомиться с научно-методической и психолого-педагогической литературой: С. А. Веретенникова – «Ознакомление детей с природой»; М. М. Марковская – «Уголок природы в детском саду»; Технология Н. Н. Кондратьевой – «Мы»; Н. А. Рыжова – «Наш дом природа»; З. Ф. Аксенова – Войди в природу другом»; П. Г. Федосеева – «Система работы по экологическому воспитанию». Познакомится с программами: А. Вересова – «Мы земляне»; Е. Рылеева – «Открой себя»; С. Н. Николаевой – «Юный эколог», «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, Т. А. Копцевой «Природа и художник». Учитывать особенности дошкольного возраста я рекомендую учитывать дидактические принципы:

Системность;

Наглядность;

Доступность;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Основные экологические представления дети получают на занятиях, которые можно проводить в индивидуальной, фронтальной, подгрупповой форме. Именно на занятиях дети получают элементарные знания, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей. Но исследования показали, что настоящий интерес к познанию природы и бережного отношения к ней появляются у детей лишь в процессе ежедневного общения с природой. К. Д. Ушинский говорил: «…что день, проведенный ребенком среди рощ и полей… заменяет много недель на учебной скамье». Поэтому среди разнообразных методов и форм экологического воспитания дошкольников ведущее место занимает наблюдение. Почему? Во – первых, наблюдение – метод чувственного познания природы. Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного воспитания природы в естественной обстановке обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Во – вторых, через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. В-третьих – наблюдение способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, воспитывается любовь к родной природе. В-четвертых, наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, развивается в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, сравнивать.

Многообразие явлений природы, которое окружает дошкольников в помещении, на участке детского сада и в ближайшем окружении, позволяет организовывать разнообразные наблюдения. Каждый раз нужно продумывать форму, содержание, методы проведения наблюдений. Ведь наша цель – пробудить интерес, познавательную активность детей, развить наблюдательность, желание и умение смотреть на мир. И тогда наблюдение, как целостный педагогический процесс, становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей, в которой умственные действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно-образовательной задачи, а умственные условия детей – на полноценнее воспитание объекта, на поиск и получение нужной информации. Так как осмысленное воспитание предметов зарождается рано, то недостаточные знания и опыт маленького ребенка не позволяет ему видеть существенные их стороны. Яркие впечатления, особенно получаемые от быстро меняющихся движущихся предметов и явлений, - это результат непроизвольных наблюдений детей. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечивать постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. Для успешного достижения поставленной цели необходимо продумывать и использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей : задавать вопросы, предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств и форм воспитания – зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, кинестетического в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.

Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения, - это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно, при систематической работе педагога с детьми, принимает более общие формы и распространяется на новые объекты. Практика показывает, что в процессе наблюдения у детей формируется разные оттенки отношения к природе.

Я. А. Коменский видел в окружающей природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые непосредственные наблюдения. Такие наблюдения следует проводить непосредственно в своей группе, в природном уголке. В группе должен быть создан природный уголок, в котором должны быть определенные растения соответствующие данному возрасту, его обитателями, а так же должно быть оборудование в уходе за нами, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности. Ухаживая и наблюдая за обитателями уголка природы, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку, воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни. Дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда «станут большими», а сегодня, сейчас.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений и животных, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому – является целью экологического образования дошкольников.

Для полноценного решения этих задач необходимо определить задачи, содержание работы, составить перспективный план, продумать календарное планирование, учитывая возрастные особенности детей. Одновременно пополнять экологоразвивающую среду в группе, на участке детского сада необходимыми предметами, пособиями, растениями, объектами неживой природы. Составить и разработать картотеку прогулок, экологических игр, циклы наблюдений.

Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания : дети сенсорно-чувственными путем приобретают конкретные знания, которые знания, которые обеспечивают становление единственно правильного действенного отношения к живым существам. После проведенных наблюдений у детей накапливается много впечатлений, которые они выражают в рисовании, лепки, аппликации, если в группах имеется большое количество детских работ, то их можно использовать на различных выставках и конкурсах.

Практика показывает, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Следует активно привлекать родителей к своей работе. Работу с родителями можно проводить через домашние задания, экскурсии, праздники, анкетирование, дни открытых дверей, через просветительскую работу в уголках для родителей: консультации, листовки, фотовыставки. Благодаря использованию компьютерной технологии, родители имеют возможность быть в курсе всех экологических событий и мероприятий детского сада, папок передвижек, ширм, фотовыставок и видеозарисовок. Они охотно откликаются и принимают участие в подготовке выпуска мини-книжек, альбомов о детях и их окружающем мире природы. После проделанной работы можно провести диагностическое исследование детей и выяснить как они усвоили материал, как сформировались знания, умения, какой опыт приобрели.

Разработанная нами диагностика экологических знаний, умений, навыков детей позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно определить результат своей работы. А результат виден в детях:

Так, приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы развиваем различные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться.

Таким образом, наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей : оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им – богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее.

Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала –

Не наукой, а частью души!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в игровой деятельности» Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников в игровой деятельности" Подготовила: воспитатель Жаркова Н. А. Цель: развивать.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь,.

Консультация для воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников» Консультация для воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников» Подготовили воспитатели группы №12: Герасимова Т. А. Фоменко Н. А. Цель:.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников» Патриотизм – это любовь и преданность к своей Родине, стране, народу, стремление служить интересам своего Отечества и готовность, вплоть.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться,.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание дошкольников» Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на формирование нравственных ориентиров, трудолюбия,.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Детьми.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует от сейчас живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 15:03
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Манджиева (УИ 1772728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД