Светлана Мухаева
Консультация «Экологическое воспитание младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
В современном мире проблема экологии является одной из самых актуальных. Долгое время человечеством игнорировались последствия его деятельности в окружающей среде, но сейчас последствия приняли уже глобальный оборот, и игнорировать их не получится. Вырубка лесов, осушение рек и озер, загрязнение атмосферы, уничтожение целых видов животных и многое другое привели к необратимым последствиям в мире природы.
Публикация «Консультация „Экологическое воспитание младших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Человек является зависимым от окружающей среды, в которой живёт, он и сам является детищем природы. Именно поэтому необходимо уже на этапе дошкольного детства воспитывать бережное отношение к природе и её объектам, развивать потребность в познавательном общении с окружающим миром, давать детям представления о том, что такое природа и как она важна.
При этом, опираясь на научные исследования Кондратьевой Н. Н., Логиновой В. И., Николаевой С. Н., Саморуковой П. Г., считается, что знания ребёнка приобретают качество системности.
Тем самым совершенствуются познавательные умения. Ребёнок становится наблюдательным, проявляет познавательный интерес, учится понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.
Процесс формирования представлений детей дошкольного возраста о сезонах.
Экология — это наука об условиях существования живых организмов которые взаимодействуют между собой и средой обитания. Экологическими факторами в экологии считаются : воздух, свет, вода, тепло, пища.
В строении органов животных и растений, в разнообразных способах передвижения и питания, в сезонных явлениях природы, и т. п. мы можем наблюдать умение организмов приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.
Дети всегда и везде в той или иной форме контактируют с природой. Растения, атмосферные и сезонные явления, животные, насекомые и птицы – все это позволяет детям почувствовать природу и служит богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.
Мы рассматриваем наблюдение сезонных процессов, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.
Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Для полноценного развитая ребенка необходимо сформировать начальные мировоззренческие представления о взаимных связях, которые есть в природе.
Экологическое воспитание в дошкольной педагогике - это новое направление, которое появилось не так давно, примерно тридцать, сорок лет назад.
В программах дошкольного образования есть раздел «Ознакомление детей с природой», его смысл в том, чтобы помочь сориентироваться детям в понимании природных явлений, которые можно наблюдать: познакомить с некоторыми растениями и животными, научить выделять характерные особенности, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи.
Последние лет десять работа детских учреждений направлена на воспитаниебережного отношения ко всему живому в окружающей нас экосистеме [3].
Е. И. Тихеева делала акцент на силу воспитательного влияния естественной среды на ребенка, считала, что это неиссякаемый аккумулятор, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда.
Чем больше органов чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом ребенок, тем полнее он познает окружающее.
Е. И. Тихеева считает, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи.
На действующем этапе проблемами экологического воспитания дошкольников занимаются И. А. Комарова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др. Результаты проведенных ими исследований показывают, что на этапе дошкольного возраста целью экологического воспитания является формирование только первоначальных основ экологической культуры [2].
Вместе с тем, экологическое образование как комплексная проблема современного мира стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие
(Э. В. Гирусов, Ю. Г. Марков, Д. Ж. Маркович, Н. И. Моисеев).
Сложная ситуация экологического образования были предметом исследований А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, Н. Н. Моисеева, И. Т. Суравегиной, А. П. Сидельковского и др. которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования дошкольников. Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы.
Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком понимания природы, ее субъектов и явлений, важности заботливого отношения к окружающему миру. Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы.
Дети младшего дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила общения с живыми существами, бережно относиться к природе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие / Под ред. Л. Н. Прохоровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2012. - 72с.
2. Каменева, Л. А. Как знакомить дошкольников с природой : пособие для воспитателей детского сада/ Л. А. Каменева, А. К. Матвеева,
3. Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся : теория и практика / Под ред. В. И. Загвязинского. – Тюмень, 1998.
4. Иванова, Г. М. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] / Г. М. Иванова //Дошкольное воспитание. – 2013. - № 7. - С. 53 – 67
5. Барковская, О. М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания : учебное пособие для студентов СПО/ О. М. Баркровская. – 5 – е изд., стереотип. - Москва: Просвещение, 2013. – 382с.