Шапкина Юлия
Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей. Мы часто задаё м себе вопрос: почему собственно взрослые так спешат уподобить себе детей? Разве мы так уж счастливы и довольны собой? Ведь ребенок со своим стремлением учиться, с неутомимым любопытством и с изобретательным, творческим воображением получает радость и удовлетворение от соприкосновения с природой. Человек, невидящий красоты природы хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того, у кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому мы стремимся во время заметить и поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни. Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и объяснить малышам красоту и самоценность живой и неживой природы, если будем терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, – будущее не покажется нам безнадежным. Значит главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры. Экологическая культура же является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности. Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.
Публикация «Консультация для родителей „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека в природной среде. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, используйте экологические сказки. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы.
Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяйте опытам и наблюдениям.
Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются.
В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Дидактическая игра “Природа и Я” (старший возраст)
Предложите детям закончить фразы:
*Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую….
*Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне….
*Капли дождя на стекле, словно….
*Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто….
*Я иду босиком по земле, и мне кажется, что мои ноги….
*Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую, как….
*Этот цветок так благоухает, что….
*Это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто….
Игра «Кто чем питается?» (средний, старший возраст)
Ход игры. Ребёнок из мешочка достаё т: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т. п. Называет его и определяет какое животное питается этой едой.
Игра «Что сначала, что потом?» (средний, старший возраст)
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Словесная игра «Отгадай, кто это?»
Ход игры. Взрослый описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания), ребёнок должен отгадать про кого идет речь.
Игра «Детки на ветке» (старший возраст)
Ход игры. Ребёнок рассматривает листья деревьев и кустарников, называет их. По предложению взрослого: "Детки, найдите свои ветки" - подбирает к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года.
Игра "Что это такое?" (старший возраст)
Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры. Предложить ребёнку картинки и в зависимости от того, что нарисовано на них необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
Игра «Представь себя…» (средний, старший возраст)
Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить ребёнку вообразить себя попугайчиком, хомячком и т. д. Человек для них - великан. "Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?" Дети обычно отвечают так: "Я могу оглохнуть", "Я могу умереть".
Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы.
Недалек тот день, когда мир окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты.