Кузнецова Надежда Серафимовна
Социально-личностное развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрального искусства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
8 августа 2013 года был принят и утверждён Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. По словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ самостоятельно разрабатывает свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. Образовательная программа МБДОУ «Росиночка» г. Тамбова нацелена, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.
Публикация «Социально-личностное развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрального искусства в ДОУ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одним из «игровых» видов деятельности, присущих дошкольникам, является театральная деятельность.
Хочу вернуться к высказыванию А. Г. Асмолова: «Мы должны учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями».
Театрализованная деятельность позволяет решить многие социально - личностные задачи. Работа над образом заставляет детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры происходит формирование социального поведения ребенка с ОВЗ благодаря тому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику с ОВЗ решать многие проблемы опосредованно от лица какого - либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. С помощью театрализованной деятельности можно помочь ребенку выплеснуть свои эмоции, пережить разные состояния его жизни. Таким образом, театрализованные занятия помогают сохранять эмоциональный комфорт в условиях социального окружения.
В условиях личностно-ориентированного подхода у детей с ОВЗ нашей группы средствами театрализованной деятельности мы, воспитатели, формируем готовность дошкольника к социальному взаимодействию.
Наблюдая за игрой детей с ОВЗ, заметили, что если взрослый устраивает спектакль и приглашает желающих детей играть в нем, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену - это уже ответственность. С ранних лет каждый ребенок стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Свою работу с детьми старшего дошкольного возраста мы начали с создания условий для театрально-игровой деятельности. Игровая среда была пополнена наборами мелких игрушек, кукол, различными видами театров (пальчиковый, настольный, театр картинок, теневой театр, театр «живой руки» и т. д.).
Стараемся привлекать детей с ОВЗ к участию в инсценировках, обсуждаем с ними увиденное. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние.
Участвуя в праздниках в качестве ведущей, в роли сказочного персонажа, мы на собственном примере стараемся показать детям, как интересно перевоплощение.
Дошкольное образование предполагает взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. Признание приоритета семейного воспитания требует таких отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством и доверительностью.
В своей работе по театрализованной деятельности мы активно привлекаем родителей и других членов семей воспитанников, так как считаем это сотрудничество необходимым и эффективным в воспитании и образовании детей с ОВЗ.
Родители принимают активное участие в создании развивающей среды для своих детей. Поставив перед собой задачу – заинтересовать родителей в создании развивающей театрализованной среды, мы предлагаем им помочь в пошиве костюмов для детей и взрослых, изготовлении различных атрибутов, головных уборов, декораций.
Знакомим родителей с разными видами театров, рассказываем из чего и как их можно смастерить в домашних условиях, консультируем, как заинтересовать ребенка с ОВЗ «поиграть в театр». Родители активно помогают во всём, благодаря чему, и в группе, и в музыкальном зале имеется всё необходимое для театрализованной деятельности.
Практически в каждом мероприятии (будь то праздник, досуг или развлечение) роли некоторых персонажей исполняют родители или дети старших групп. Мы практикуем постановки спектаклей, как силами взрослых, так и совместно с детьми. Подготовка к спектаклям всегда проходит весело, на эмоциональном подъёме. Это нас сплачивает, родители и педагоги полны оптимизма, заинтересованности, дети получают от процесса колоссальное удовольствие. Просмотр таких постановок и участие в них даёт детям с ОВЗ возможность в полном объёме перенимать опыт взрослых. Это позволяет эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка с ОВЗ.
Апогеем совместной работы музыкального руководителя, детей, воспитателей и родителей стало участие в Городском конкурсе детских театров среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений г. Тамбова. На сайте Городского Комитета образования на постановку нашего учреждения была оставлена положительная рецензия. [https://city.tambov.gov.ru/index.php?id=1867]
Интересный сценарий музыкального спектакля «Муха-Цокотуха» в стихах дополняли песенки героев и яркие танцы. Дети увлеченно выполняли свои роли, демонстрировали выразительность речи и движений. Удовольствие от спектакля получили и зрители, и сами актеры, и компетентное жюри.
Говоря о театре, как о высшей школе общения, мы уверены, что театрализованная деятельность дает возможность ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Малыши приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Список литературы:
1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.
2. Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
3. Алянский Ю. Л. Азбука театра. Л. : «Детская литература», 1998.
4. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб. : Союз, 2001.
5. Выготский Л. В. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : «Просвещение», 1983.
6. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников. Учитель, 2013.
7. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/ Д: изд-во «Феникс», 2004. - 320 с.
8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.
9. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М. : АРКТИ, 2000.