Марина Болдова
Консультация для педагога-психолога «Психогигиена дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Болдова М. А., педагог-психолог
с/п д/с «Светлячок» ГБОУ СОШ №4
п. г. т. Алексеевка
Главное средство психогигиены – создание условий : для преобладания у детей жизнерадостности и бодрости, веры в себя, свои силы и возможности; организации увлекательной деятельности; соблюдения режима сна, питания, деятельности, биологического ритма.
Публикация «Консультация для педагога-психолога „Психогигиена дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Психопрофилактическая работа заключается в умении взрослых найти правильный подход к воспитанию каждого ребенка. При организации воспитательно-образовательного процесса нужно учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки были адекватными, нельзя требовать того, чего они не могут выполнить.
При капризах целесообразно действовать методом отвлечения, переключения к деятельности и методом игнорирования, конфликтующим детям обеспечить эмоциональное подкрепление.
К открыто конфликтующим детям нужно проявлять любовь и чувство симпатии, независимо от их поведения, исключать ситуации, провоцирующие ребенка на конфликт, поднимать статус ребенка на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива).
Замкнутых, тайно конфликтующих детей необходимо ставить в активно жизненную позицию, повышать их самооценку, статус в коллективе, делать первыми помощниками воспитателя, развивать эмоции, интерес к товарищам через поручение важных ролей и особых заданий, поощрять за самые малые достижения, обеспечивать психокоррекцию.
Система поощрений и наказаний должна быть очень гибкой. Наказание не должно унижать ребенка. Нужно избавлять детей от вредных привычек, поддерживать успехи, помогать им осознавать свои достижения и все, что они делают хорошо.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- опираться на его сильные стороны;
-избегать подчеркивания промахов;
- показывать, что вы удовлетворены им;
- уметь и хотеть демонстрировать свою любовь к нему;
- избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
- проявлять эмпатию и веру в ребенка;
- демонстрировать оптимизм;
- чаще применять слова поддержки («Я уверена, что ты все сделаешь хорошо», «У тебя все получится», «Ты делаешь все хорошо» и т. д.) и избегать слов, выражающих разочарование и разрушающих веру ребенка в себя (Знаю твои способности, ты мог бы сделать это намного лучше», «Это для тебя слишком трудно, поэтому я сама сделаю» и т. д.)
Родители и педагоги часто путают поддержку с похвалой. Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Похвала заключается в том, что ребенка хвалят за что-то хорошее или за какие-то успехи в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Когда взрослый выражает удовлетворение от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать или делать новые попытки.
Поддерживать детей можно с помощью:
- отдельных слов;
- высказываний;
- прикосновений;
- совместных действий, физического соучастия;
- выражения лица.
Психокоррекционная работа заключается в применении специальных психолого-педагогических приемов, направленных на купирование нежелательных аффективных реакций, привычек и девиантного поведения. Можно использовать:
- индивидуальные беседы с детьми и родителями;
- игры;
- упражнения подражательно-исполнительного характера, этюды, импровизации, моделирование, анализ заданных ситуаций.
Одна из главных задач охраны психологического здоровья детей – обучение их приемам, снимающим повышенное эмоциональное напряжение, т. е. расслаблению.