Яна Романченко
Консультация «Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним
условиям. Термин «адаптация» зародился в недрах биологической науки (в
переводе с латинского языка adaptatio –приспособление, прилаживание организма
к новым условиям).
Проходит лето. Все чаще взрослые задумываются о том, отдавать ли
полуторагодовалого малыша в дошкольное учреждение или же продолжать
воспитывать его дома. Все понимают, что ребенку необходимо общество
сверстников, что в детском саду работают специально обученные педагоги, но уж
Публикация «Консультация „Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
очень настораживают советы окружающих не торопиться с окончательным
решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет, окрепнет,
наберется сил. Слышат постоянные разговоры о том, что дети в детском саду
много плачут, часто болеют. Что можно сказать в ответ на это? В чем-то эти
взрослые и правы.
Действительно, может случиться и такое, когда малыш с первых дней
посещения дошкольного учреждения будет плакать, тяжело переживать разлуку с
близкими родными и дня через 3-4 заболеет. Не торопитесь обвинять во всем
воспитателей. Многочисленные исследования российских и зарубежных ученых
убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям
дошкольного учреждения, так называемый период адаптации в основном зависит
от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому
ответственному периоду в его жизни.
Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления,
укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями,
привязанность к ним. Если установленный в семье порядок чем-либо нарушается,
то у ребенка могут возникнуть различные временные нарушения обычного
поведения ( отрицательные реакции: плач, раздражительность). Эти нарушения
уравновешенного поведения объясняются тем, что маленькому ребенку трудно
быстро перестроить сформировавшиеся привычки. Однако мозг ребенка очень
пластичен. Если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не резко
нарушают привычный образ жизни, то у ребенка быстро восстанавливается
уравновешенное поведение, и ребенок адаптируется к новым условиям в его
жизни без каких-либо отрицательных последствий.
Изменение социальной среды сказывается как на физическом, так и на
психическом здоровье детей. В этот период у ребенка происходит интенсивное
физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе
становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. У многих детей в период адаптации нарушается аппетит, сон (не могут
заснуть, сон кратковременный, прерывистый, эмоциональное состояние. Иногда
без каких-либо видимых причин повышается температура тела, нарушается
деятельность кишечника, появляется сыпь. Приспособление к новым условиям
проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на 3-
4-й день и привыкают к новым условиям жизни совсем без каких-либо нарушений
здоровья, психического состояния и поведения. У других период адаптации
длится месяц, а иногда и более.
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.
• Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости
посещать его. И первое, что нужно сделать, - примерно за месяц до того, как он
начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе -
подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что
это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку,
что вы очень гордитесь им - ведь он уже такой большой, что может сам ходить в
детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый
день о предстоящей перемене в его жизни.
• Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с
ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях.
Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя
ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий
язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
• Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде,
удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад
и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший
детский сад - место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите
шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка.
• Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об
индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы
его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы
поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
• С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он
впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного
сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте
заверить, что непременно вернетесь за ним.
• Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же,
вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие
прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с
ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.
• Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые
несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
• Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить
оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если
ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и
знакомится там с другими, расспрашивайте что с игрушкой происходило в
детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким
образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к
садику.
• Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых
впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа.
Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в
состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка
раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.
• Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то
из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что
говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы
вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
• Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: "Я не пойду к ней, она
кричит, злая" и т. д. Если это повторяется каждый день, то остается только
посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте
ему страдать и общаться с неприятными людьми. "Вторая мама" для вашего
ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать
способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого
ребенка.
• Не спешите, выбирая для вашего ребенка детский сад, а будьте наблюдательны и предусмотрительны. Плохо, если придется слишком часто
менять садики. Лучше если ребенок посещает все время один и тот же садик.
Один раз поменять его - не страшно, но шесть или семь раз - это уже вредно.
• Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один
ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без
того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он
непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему
новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать
старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.
• Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку
возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад
хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет
семью.