Анна Мовсисян
Консультация «Организация совместной деятельности детей и взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация совместной деятельности детей и взрослых
Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей. Познавательное развитие детей с помощью игры. Основными формами организации познавательной деятельности детей в данном блоке являются дидактические и сюжетно-дидактические игры. Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем, который вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя се ход изнутри, как равный партнер. Важно сохранять баланс между инициативой детей н взрослого в выборе целей деятельности, конкретного материала для нее. Целесообразно в ряде случаев строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес (например, начатая со взрослыми игре может быть продолжена детьми самостоятельно). Для этого необходимо создать предметную среду и пространство групповой комнаты, позволяющие воспитателю не прерывать деятельность детей, а самому перемещаться от одной детской полгруппы к другой. Существуют два варианта организации совместной познавательной деятельности в условиях современного ДОУ. Совместная деятельность организуется как система игр для закрепления полученных на занятии знаний и умений, а также для формирования умений детей применять полученные представления в разнообразных игровых ситуациях. В этом случае совместная деятельность подчинена системе занятий и тесно с ней связана в задачах и содержании. Можно использовать в этом варианте организации совместной деятельности разработки дидактических игр, а также комплекс сюжетно дидактических игр.
Публикация «Консультация „Организация совместной деятельности детей и взрослых“» размещена в разделах
При организации сюжетно-дидактических игр в рамках совместной познавательной деятельности воспитателя и детей необходимо соблюдать следующие условия (по исследованиям А. А. Смоленцевой). 1. Отбор знаний, полученных на занятиях для последующего отражения их в играх старших дошкольников. Для реализации этого положения необходимо: - определить возможность применения знаний в детских играх; - обеспечить преемственность между содержанием занятий с последующей игровой деятельностью; - включать в игры специфические действия, направленные на актуализацию знаний н умений. 2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят знания и умения, полученные на занятиях. Для построения игр надо ориентироваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям: - она должна быть доступной для понимания детей. Знания и умения должны являться средством достижения социально значимых результатов; - профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной как по вариантам использования знаний и умений, так и по получаемому продукту; - действия и отношения взрослых должны быть воспроизводимы в игровых ролях. 3. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей. Обогащать игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей. В этом случае усвоенные правила и способы действий дети будут переносить в другие игры с новыми объектами. Сфера применения знаний значительно расширится. Готовить вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появится интерес к содержанию игры, будущим ролям и развертыванию сюжета.