Кирута Лариса Валерьевна
Консультация «Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация о роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста.
В работе с детьми раннего возраста при организации режимных моментов воспитателю могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные,создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость доброту, нежность и любовь к детям. С помощью потешек можно провести игру, занятие,встретить новичка, успокоить не в меру расходившихся малышей и т. д. И что примечательно малые фольклорные жанры помогают не только воспитателю в его работе,но и помогают и его воспитанникам.
Публикация «Консультация „Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей, как известно традиции и мировидение ее создателей и носителей.
Воспитателю порой бывает непросто наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период, а ребенку - войти в новый, непривычный для него,а потому таящий угрозу мир детского сада. Непросто,но задача облегчается, если воспитатель умело использует потешки для новичков:
Кто у нас хороший
Кто у нас пригожий
Ванечка- хороший,
Ванечка- пригожий.
Любой воспитатель на собственном опыте понимает: дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть,а после сна "вернуться" в реальный мир как можно спокойнее.
Русский человек позаботился об этом, создал потешки на сон грядущий, потешки после сна.
Баю-Баюшки-Баю,
Не ложися на краю
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток
К нам, волчок не ходи
Нашу Машу не буди.
Ну вот, дети встали. Впереди умывание и кормление. Для этого тоже русский народ создал потешки при умывании, потешки при кормлении.
Водичка, водичка
Умой мое личико
Чтобы глазки блестели
Чтобы щечки краснели
Чтоб кусался зубок
Чтоб смеялся роток.
За окном солнечный денек. Время гулять! Но сначала - одеться. Пора уже учиться делать это самостоятельно. Пора, но в первый раз все кажется трудным. А вот с потешками и песенками легче и веселее.
Маша варежку одела
Ой, куда я пальчик дела
Нету пальчика, пропал
В свой домишка не попал.
Маша варежку сняла
Посмотрите ка нашла.
***
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
Дети устают, ссорятся. У них, как и у взрослых бывает плохо на душе и хочется поплакать. А другие расшалились и не как не могут успокоиться. Что ж, можно приласкать и рассказать потешки для тех, кто плачет или шумит.
Не плачь, не плачь
Куплю калач
Не плачь, дорогой
Куплю другой
Не плачь, не кричи
Куплю тебе три.
И при организации игр фольклор не заменим. Игровые потешки используются достаточно широко.
Тише, мыши! Тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше
Старый кот, толстый кот
Громко песенку поет
Прячьте в норки поскорей
Наших маленьких детей.
Общем местом стало утверждением о том, что экологическое воспитание должно начинаться как можно раньше. Дети ясельных групп «приобщаются» к экологическим проблемам, получая знания о домашних животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним о животных надо заботиться, их благополучие зависит от людей.
Гуси вы, гуси,
Красные лапки
Где вы бывали,
Что вы видали
Мы видали волка:
Унес волк гусенка,
Да самого лучшего
Да самого большого
Гуси вы гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка.
Спасайте гусенка!
Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают воспитателю активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.
Наши уточки с утра
Кря-кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
Га-га-га-га!
А индюк среди двора
Бал-бал-бал-бал!Балды-балды!
Наши гуленьки в верху
Грру-грру-у-грру-у
Наши курочки в окно-
Кко-кко-ко-ко-ко!
А как Петя петушок
Рано-рано по утру
Нам споет Ку-ка-ре-ку!
. А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать их как можно больше! Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе…
Солнышко-ведрышко
Выгляни в окошечко
Солнышко нарядись
Красное покажись.
Любовь к родине начинается с малого, может быть с познания быта родного народа, родственных связей, ощущения своих предков…
Итак,
*малыш ещё и слов-то знает мало- колыбельная песня завораживает его своей музыкальностью, образностью, ритмом и нежностью;
*малыш делает первые шаги, агукает, потягивается, плачет, радуется- пестушка помогает ему осваиваться в мире, который ему еще не очень понятен;
*малыш день ото дня растет, вот он уже начал играть пестушка и тут приходит ему на помощь;
*малыш учиться ходить, умываться, одеваться- песенка подсказывает, как это делать лучше;
*малыш учиться быть человеком- слушая потешки и песенки, получает- ненавязчиво – добрые и мудрые наставления (герои потешек добры, трудолюбивы, заботливы, щедры).