Солдатова Людмила Викторовна
Нейропсихологическая двигательная коррекция для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет нейропсихологии – исследование связей между работой мозга и происходящими психическими процессами. Исследуются в основном процессы, протекающие с нарушениями по причине заболеваний или травм.
Нарушения бывают разными, и зависят от участка мозга, где они «базируются». Чтобы это узнать, нужно проводить специальную нейропсихологическую диагностику. И уже исходя из результатов, прицельно проводить коррекцию.
Публикация «Нейропсихологическая двигательная коррекция для детей» размещена в разделах
Нейропсихологические занятия представляют собой комплекс различных игровых и двигательных техник. Их задача – «вернуть» ребенка на тот этап, где появилось нарушения, и привести недоразвитые функции к норме.
Нейропсихологические занятия с детьми помогают развивать у них способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами.
Двигательная коррекция – метод, позволяющий наверстать когда-то упущенное в двигательном развитии, разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие связи.
Этот метод также позволяет воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться.
Средства плавания являются важным компонентом физического воспитания с задержкой психического развития и высока эффективность применения средств плавания для реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического здоровья.
Водная среда, обеспечивая через тактильные, температурные, мышечные и другие рецепторы мощное стимулирующее воздействие, окажет положительное влияние не только на процесс физической реабилитации, но и на психическую сферу детей.
С самого начала упражнений надо внимательно относится к выполнению техники движения, учитывать количество выполняемых упражнений. Очень важно поддерживать эмоциональный фон, для этого необходимо применять игровую деятельность, и давать возможность детям самим придумывать разные упражнения.
Кроме того, детям были рекомендованы психотехнические игры в воде и упражнения для развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление и др., а также упражнения, способствующие развитию физических качеств с добавлением заданий математического характера, запоминанием слов, терминов и словосочетаний, пальцевой гимнастики - доставание мелких предметов со дна бассейна, сборка или разборка деталей конструктора в воде и т. п.
Применение специализированных упражнений в водной среде позитивно влияет на развитие интеллектуальных процессов детей с ОВЗ (такие как: ЗПР, ЗРР и т. д): улучшается наглядно-образное мышление, способность оперировать различными образами и представлениями, повышается уровень мыслительных процессов, обобщения и отвлечения, выделения существенных признаков, установления логических связей и отношений между понятиями, а также скорость переключения внимания. Все упражнения проводятся с учётом индивидуальных потребностей каждого ребёнка и его особенностей задержки развития, так как традиционная методика обучения плаванию не подходит для применения в работе с детьми ОВЗ прежде всего из-за отсутствия дифференцированного, с учетом дефекта, подбора средств.
Оптимальным видом физического воспитания для этих целей являются занятия по плаванию. Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне помогают снять мышечный тонус у гиперактивных детей и детей, способствуют развитию внимания, реакции и координации движений.
Упражнения на развитие фонационного дыхания
• длинный продолжительный выдох (на воду, на кораблик)
• под воду (лицо в воде до носа)
• длительный продолжительный выдох с головой («чей выдох будет дольше, чьи пузыри больше?»).
Упражнения на развитие силы и высоты голоса (от тихого к громкому)
• «как говорит рыбка?»
• «как квакает лягушка?»
• «как кричат дельфины?»
(изображая движениями как плавают и как общаются животные)
Упражнения на развитие фонематического восприятия
4 обруча на воде, инструктор «вытаскивает из папки» гласную («ы») дети называют. Инструктор произносит слова: тир, мир, СЫР дети гуляют между лежащими на воде обручами, при услышанном звуке («ы») в слове, дети ныряют под обруч - «в домик».
Упражнение «Переправа на остров»
Взяли 1 любую игрушку с бортика, положили на досочку. Переправляем ее на другую сторону. Ребенок идет (руки прямые, подбородок в воде).
Усложнённый вариант. Взяли 1 любую игрушку с бортика, положили на досочку. Переправляем ее на другую сторону - круг с цифрой. Кто может - плывет, работая ножками. Кто не может плыть, идет (руки прямые, подбородок в воде). В круге должно быть столько игрушек, какая цифра на нем есть. (1,2,3,4,5)
Упражнение «Мы в ладоши хлопаем»
Присели, плечи в воде – развели руки в стороны - свели – хлопаем в ладоши.
Упражнения на умение работать по схеме. Развитие внимания последовательности действий в пространстве
(по предлагаемой схеме выполнить ряд последовательных движений: от красного бортика нырнуть за игрушкой - кольцом, найти у синего бортика синие кольцо, проплыть к зелёному бортику -поставить игрушку и приплыть на место к красному бортику).