Татьяна Алексеевна Моисеева
Консультация на тему «Экспериментирование с природными объектами как способ исследования окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Все потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, соответствует этим возрастным особенностям.
Публикация «Консультация на тему „Экспериментирование с природными объектами как способ исследования окружающего мира“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Чем интенсивней стремления ребенка познать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения, тем быстрее и полноценнее он развивается. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Детское экспериментирование имеет свою структуру:
• Цель – развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира;
• Задачи – развитие мыслительных процессов, мыслительных операций, освоение методов познания, развитие причинно-следственных связей и отношений;
• Средства – язык, речь, поисковые действия;
• Формы – элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты, наблюдения;
• Результат - опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Экспериментальная деятельность должна отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Введение в мир неживой природы должно происходить без сообщения ребёнку каких-либо законов в формализованном виде, без заучивания, запоминания и повторения любых правил. При этом необходимо, чтобы в основе процесса ознакомления с явлениями природы лежали действия ребенка с реальными компонентами явления.
Детей дошкольного возраста в рамках системы знаний о неживой природы можно знакомить с магнитом, его простейшие свойства; (с агрегатными изменениями вещества (превращение твердых тел в жидкие, жидкие в парообразные и наоборот); с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость; с прямолинейностью распространения света; с движением тел и его основными компонентами; с шарообразностью Земли, с суточными и сезонными изменениями; со сравнением масс тел при помощи весов; со свойствами воздуха.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Перед образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными, встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это направлены Федеральные государственные образовательные стандарты, которые уверенно внедряются в образовательнно -воспитательный процесс дошкольных учреждений