Татьяна Шишова
Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении недели
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение за зимующими птицами.
Наблюдение 1. «За воробьями и воронами».
Цель: Продолжить знакомить детей с зимующими птицами (ворона, воробей) закрепить их названия; учить замечать характерные особенности в их строении и поведении: размер, окраску, способ передвижения.
Способы:
• Использование загадок:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
• Анализ загадок.
• Использование художественного слова воспитателем.
Публикация «Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении недели» размещена в разделах
• Рассматривание и сравнение внешнего вида (размер, окраска оперенья, особенности передвижения).
• Проведение подвижных и дидактических игр: П/и «Воробушки»,
Д\и «Что это за птица».
Средства: птицы: вороны, воробьи; иллюстрации птиц.
Вывод:
Воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна.
Наблюдение 2. «За синицей и сорокой».
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах, учить замечать характерные особенности строения птиц: разный цвет оперенья на различных участках тела.
Способы:
• Использование художественного слова, воспитателем и детьми.
• Рассматривание внешнего вида с выделением характерных особенностей.
• Описание птиц.
• Словесная игра «Придумай словечко» (сорока-белобока, длиннохвостая, стрекотуха, красавица, модница и т. д.)
• Обсуждение примет, пословиц и поговорок.
«Мала птичка, да коготок остер»
«Сорока лезет под крышу – будет метель».
• Проведение подвижной игры «Зимующие и перелетные птицы».
Средства: птицы: сорока, ворона, атрибуты для игры. Стих. А Барто «Синица»,
«Сорока».
Вывод:
Синицы - шустрые, небольшие ловкие, смелые с ярким разноцветным опереньем.
Сорока - большая белая птица, но хвост, голова и крылья - черные.
У сороки много прозвищ, так как, перелетая с места на место, она громко стрекочет.
Наблюдение 3. «Какие звуки издают птицы?»
Цель: Учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробья, стрекотанье сороки). Воспитывать интерес к самостоятельному наблюдению.
Способы:
• Прослушивания голосов птиц в грамзаписи.
• Игра «Найди птиц по голосу».
• Самостоятельное наблюдение (по какому поводу кричат птицы).
• Подражание их голосам.
• Игра «Кто как кричит».
• Разучивание стихотворения.
Средства: магнитофон, иллюстрации птиц, птицы, стих. В. Приходько «Воробей».
Вывод:
Каждая птица «разговаривает» по-своему.
Воробьи громко чирикают, когда находят корм, и созывают своих собратьев.
Сороки стрекочут, когда перелетают с места на место.
Вороны кричат, если видят опасность.
Птицы молчат, когда наблюдают, сидя на ветках.
Наблюдение 4 «Птичьи следы на снегу»
Цель: Развивать у детей интерес и наблюдательность, умение определять птиц по их следам и способу передвижения.
Способы:
• Использование художественного слова детьми о своей птичке.
• Сравнение и описание птиц.
Как ворону отличить от воробья? Синицу от сороки?
Какие следы они оставляют на снегу?
Кто кивает головой при каждом шаге?
Кто не шагает, а скачет?
• Поисковое задание. Рассмотреть следы на снегу и определить, чьи они?
• Логическое задание. Почему возле кормушек много следов?
Средства: птицы, свежевыпавший снег.
Вывод:
Птицы оставляют следы на свежевыпавшем снегу. Они похожи на «крестики». Размер следов зависит от размера птицы. По следам можно читать события- «цепочка» оборвалась, значит птица взлетела. «Крестиков» много и они в беспорядке – значит, несколько птиц кормились на этом месте.
Наблюдение 5. Наблюдение за птицами в разных погодных условиях.
Цель: Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать дружелюбные и заботливые отношения к птицам.
Способы:
• Обсуждение примет, пословиц, поговорок (с подтверждением их на практике)
Птицы спустились и садятся на землю – будет оттепель,
птица хохлится – к непогоде.
• Самостоятельное наблюдение (разный температурный режим влияет на поведение птиц).
• Составление описательного рассказа об одной из птиц.
• Фотографирование птиц и последующее рассматривание фотографий.
• Трудовая деятельность: расчистка кормушек.
Средства: птицы, фотоаппарат, кормушки, лопатки.
Вывод:
При сильных морозах птицы нахохливаются, распушают перья, чтобы согреться. Они приближаются ближе к человеку, надеясь на помощь. В солнечную, теплую погоду птицы оживляются, их много.
Наблюдение 6. «Поведение птиц на кормушке».
Цель: Уточнить название птиц, которые питаются в кормушке и летают вблизи участка; учить замечать особенности в их поведении. Воспитывать бережное отношение к птицам и желание им помочь.
Способы:
• Беседа.
Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Назовите зимующих птиц? С какими трудностями они встречаются?
Где могут добыть себе корм? Как им помочь?
Кого чем накормить?
• Поисковое – трудовое задание (насыпать семечки, зерно, хлебные крошки, развесить сало) Определить кто что любит, как ведут себя во время питания.
• Словесная игра «Кто к нам прилетел на кормушку»
• Психологическая ситуация: «Если бы вы были птичкой, то чтобы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?»
• Чтение стихов о птицах.
• Проведение дид - игры «Птицы на кормушке».
• Трудовая деятельность: изготовление кормушек из шишек.
Средства: птицы, кормушка, корм, шишки.
Вывод: Птицы ведут себя по разному, воробьи предпочитают хлебные крошки, семечки. Питаются стайкой.
Вороны всеядные, они очень осторожные ведут свое наблюдение с забора, дерева. И прежде чем спуститься к кормушке, они обязательно проведут «разведку» и лишь потом спустятся к корму.
Синицы предпочитают сало. Сорока выбирает косточки.
Птицам зимой трудно добыть корм, поэтому люди должны подкармливать и заботиться о них.