Лучший педагог года

Консультация на тему «Экологическое воспитание как одно из направлений познавательного развития детей дошкольного возраста»

Васина Н Н
Консультация на тему «Экологическое воспитание как одно из направлений познавательного развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Познавательный интерес – это отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и её решению, умением мобилизовать свои знания и разумно их использовать в практической деятельности. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря их действиям. Такой деятельностью, по мнению современных исследователей, оказалось детское экспериментирование. Следовательно, проблема формирования познавательного интереса у детей посредством экспериментирования является актуальной.  В особенности она важна в отношении детей среднего дошкольного возраста.

Публикация «Консультация на тему „Экологическое воспитание как одно из направлений познавательного развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда от человека требуется не только владение знаниями, но и, в главную очерёдность, умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших детей пытливыми, общительными, умеющими не теряться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.

Экологическое воспитание официально признано на сегодняшний день как одно из приоритетных направлений познавательного развития детей дошкольного возраста. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни и оказывает огромное влияние на всестороннее развития детей.

Для обогащения знаний об окружающем мире, используя элементарные знания из разных областей наук нами проводился кружок «Маленькие почемучки».

Программа кружка направлена на потребность ребёнка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Главное достоинство программы в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментированию, который даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, Н. Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и многие др.

На занятиях кружка мы знакомили детей с Планетой Земля отмечая при этом что это самая красивая планета,мировым океаном,с царством рыб, земноводными, динозаврами. С многообразием деревьев, растений, грибов. Рассматривали разные семена. Дети с увлечением их рассматривали и узнавали что из них вырастает. Дети самостоятельно учились выращивать растения из семян. Они с трепетом поливали и рыхлили и с восторгом радовались первым росткам и конечно же были рады урожаю. Также на занятиях мы знакомились с людьми разных национальностей с природным и животным миром разных частей света Австралии, Азии, Америки, Антарктиды, Африки, Европы.

Не оставили без своего внимания мы и Вселенную рассматривали звёздные созвездия и конечно же познакомились с планетами солнечной системы: Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером, Сатурном, Ураном, Нептуном, Плутоном. Чтобы проще объяснить детям вращение Земли вокруг своей собственной оси и движение Луны, а также движение Земли вокруг солнца, детям одевались шапочки с изображением Луны, Солнца И Земли и они вращались по своим траекториям. Так дети наглядно познакомились с движением в солнечной системе.

На занятиях по кружку дети получали знания рассматривая презентации, познавательные мультфильмы, передачи.

Мы проводили занятия таким образом что после теоретической части дети могли закрепить полученные знания через экспериментирование и продуктивные виды деятельности рисование, лепку, аппликацию.

Так например знакомясь со свойствами воды и бумаги, дети из бумаги складывали Бумажные Лилии и ставили из на поверхность воды, в воде бумага разбухала и чудо Лилии на глазах детей раскрывались.

В ходе реализации задач по экспериментированию дети приобрели

- представления о свойствах веществ;

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

- навыки исследовательской деятельности;

- необходимые знания об объектах и их свойствах.

Цели кружка достигаются благодаря детской лаборатории «Я исследователь». Она используется детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.

Родители принимают участие в пополнении оборудованием детской лаборатории. Силами родителей оборудована детская лаборатория, которая включает:

Приборы - «помощники» : лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объемов и форм;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги, ткани;

медицинские материалы: ватные диски, пипетки;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.

В нашей группе оформлено экологическое окно. Экологическое окно отражает экосистему. Оно содержит воздух, воду, землю с растущими травами, кустарниками, деревьями. На него в соответствии с технологией выставляются силуэты представителей фауны и ведётся работа по обогащению знаний детей по экологическому воспитанию.

Работа в экологическом окне нами проводиться

ежедневно, согласно маршрутным листам и перспективному планированию. В экологическом окне мы выставляются силуэты, именно силуэты а не картинки животных, птиц, насекомых, рыб, растений. Размеры силуэтов должны быть пропорциональны и приближены к реалистичным, чтобы у ребёнка сформировался правильный образ так как в реальной жизни мы не всегда встречаемся со всеми представителями флоры и фауны.

Начиная с младшей группы мы знакомим детей со зверями, птицами, рыбами, насекомыми. Где живут, чем питаются как называется жилище. Рассматриваем строение тела, окраску, знакомимся со средой обитания. Обращаем внимание детей как окраска зависит от среды обитания, и времени года. Например : зайчик зимой белый а летом серый или белочка летом серая а зимой рыжая. Обсуждаем как изменяется природный мир в зависимости от сезонных изменений в природе используем художественное слово, читаем стихи о природе А. С Пушкина, С. Есенина и других авторов, читаем рассказы и сказки В. Бианки, К Скрябицкого, К. Паустовского, Н. Пришвина. Также загадываем загадки про зверей, птиц, рыб, насекомых. Около экологического окна дети с удовольствием сами сочиняют загадки про окружающий мир. Постепенно с возрастом знания детей пополняются и усложняются.

Познакомив детей с зверями, птицами, насекомыми, рыбами, растениями, деревьями мы знакомились с цыпочками питания. Например : мышь питается семенами растений, ягодами, грибами, мышками питаются хищные птицы сокол, ястреб, птицами питаются звери такие как лиса, медведь, волк.

В старшем возрасте заостряем внимание детей на проблемы экологии. А если не будет травы что произойдёт в природе? Смогут ли хищники жить без травы? Рассуждаем, приводим веские доводы, решаем экологические задачи.

В работе с экологическим окном мы используем и дидактические игры «Кто где живёт», «Угадай кого не стало», «Что изменилось», «Времена года», «Угадай чей голос» и другие.

Приходя с прогулки мы беседуем о временах года и о изменениях в природе. Что произошло с деревьями? Осенью деревья одели свой золотой наряд, зимой стоят голые, весной появились первые зелёные листочки. Заносим с мороза веточки разных деревьев берёзы, тополя, яблони, осины и ждём с нетерпением появления листочков. Рассуждаем, почему у нас в группе на веточках появились листочки а на улице нет.

Знакомясь с растительным миром рассматриваем в экологическом окне деревья, кустарники, траву, сравниваем стебли листочки, цветы, плоды. Выходим на прогулку и находим на территории детского сада. Закрепляем название деревьев, кустарников, цветов. Рассматриваем ствол, обращаем внимание на расположение веточек. Весной обращаем внимание детей как цветут разные деревья, кустарники, цветы и растения. Наблюдаем за ними и затем знакомимся с их плодами и семенами.

Небо в нашем экологическом окне не всегда бывает ясным. Иногда набегают серые тучи которые привозят нам дождь. А зачем нам нужен дождь? Мы также рассуждаем с детьми. Вначале в младшем возрасте мы знакомим детей с приключение капельки а со старшими детьми знакомимся с круговоротом воды в природе. Также вспоминаем три состояния воды жидкое, твёрдое, газообразное. Дети с удовольствием отгадывают загадки про снег, град, дождь, радугу, гром, грозу. При ознакомление с природными явлениями мы напоминаем детям как правильно вести себя в природе.

Работа проводиться индивидуально с каждым ребёнком, небольшими подгруппами и со всей группой детей в зависимости от программного содержания и преследуемых целей.

Находясь рядом с экологическим окном ребёнок как бы погружается в мир природы, слушает пение птиц, знакомиться с голосами животных, слышит журчание речки, шум волны, раскаты грома, шелест листьев на деревьях.

Экологическое воспитание дошкольников – глобальная социальная проблема, неотделимая от ребёнка с самых ранних лет его жизни.

Экология может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений с целью:

научить их правильному отношению к объектам живой и неживой природы;

с помощью игр, экологических задач, постановки опытов, проведения экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы;

Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательного интереса детей является эффективным фактором развития познавательного интереса в условиях ДОУ в процессе экологического воспитания. Дети дошкольного возраста чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Ребёнок дошкольного возраста, как губка впитывает впечатления, знания, стили поведения воспитателя, работающего с ним. Поэтому, как стихийные, так и специально организованные обучение и воспитание во многом определяют особенности его психического, физического и интеллектуального развития.

Следовательно, наиболее общими и важными задачами формирования познавательного интереса ребёнка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а формирование познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире, как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребёнка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности. Экспериментируя ребёнок становиться любознательным, активным. Данное качество характеризуется тем, что ребёнок «…интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Экологическое воспитание дошкольников – это глобальная социальная проблема, неотделимая от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Экология может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений с целью:

- научить их правильному отношению к объектам живой и неживой природы;

- ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы с помощью игр, экологических задач, проведения экспериментов.

Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательного интереса детей является эффективным фактором развития познавательного развития в условиях ДОУ в процессе экологического воспитания.

Публикации по теме:

Презентация «Нравственное воспитание детей -одно из ведущих направлений работы в ДОУ» Нравственное воспитание детей – одно из ведущих направлений работы в Детском Оздоровительном Учреждении. Дошкольный возраст - период активного.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Поэтому знакомство с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Экологическое воспитание как одно из направлений познавательного развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 20:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация на тему «Экологическое воспитание как одно из направлений познавательного развития детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Васина Н Н в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД