Юлия Сибирякова
Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников.»
Семья играет ведущую роль в реализации проблемы экономического воспитания, решение которой позволит ребёнку быстрее адаптироваться к современным жизненным реалиям и создаст оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Именно в семье дети получают первоначальное экономическое образование и первый опыт экономической социализации. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно. Они, как правило, рядом с мамой, папой, бабушкой, постоянно занятых делом, видят их озабоченность по поводу предстоящих дел. Они, если не участники, то обязательно свидетели происходящего.
Начиная работу по экономическому воспитанию дошкольников, мы поставили в известность родителей этих детей о предстоящей работе, обеспечили себя их поддержкой. На родительском собрании раскрыли идею программы экономического воспитания детей : цель, задачи, содержание. Показали необходимость работы по данной проблеме, рассказали о том, что мы вкладываем в понятие «экономика», экономическое воспитание. Конечно, сама проблема вызвала у родителей опасение, настороженность, поскольку экономика (как педагогическая проблема) и дети дошкольного возраста, на первый взгляд, просто несовместимы. Было раскрыто, почему выбраны для изучения именно эти социальные явления - труд, реклама, деньги; базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность, имеющие жизненно важное значение.
Первым этапом экономического воспитания является знакомство детей с многообразием профессий и трудом в жизни людей.
Мы познакомились с профессиями родителей своих воспитанников. Уточнили наличие тех, которые можно назвать новыми, современными, нетрадиционными.
Объяснили родителям, что показать детям значение труда можно только при условии их непосредственного участия и помощи. Дети должны знать, как называются профессии их родителей, где они работают, что производят, и наконец, почему все люди должны трудится.
Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии.
Часто о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые дает воспитатель в детском саду, не совпадают с получаемыми впечатлениями в условиях семьи: «Опять на работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»
Поэтому мы рекомендовали родителям чаще рассказывать детям о положительных сторонах своей работы. Чем они гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих коллег. Просили не скрывать и негативные стороны профессии, например: «У конструктора, архитектора, учителя, редактора устают глаза. Им много приходится читать, писать, работать с чертежами; у полиции – очень опасная работа» и т. д.
Совместный труд в семье позволяет удовлетворять потребность детей в общении, приучать ребёнка к аккуратности, бережливости. Именно в семье при включении в совместную деятельность они приучаются к бережливости, экономности. А это показатель общей культуры человека, его зрелости. Они свидетельствуют об умении заботиться, о членах своей семьи, о вещах, их окружающих, о себе.
В семье всегда найдется поле для совместной работы ребёнка и родителей. Содержание её многообразно:
1. бытовой труд (участие в приготовлении пищи, мытьё посуды)
2. ручной труд (плетение, вышивание и т. д.)
3. технический труд (ремонт различных приборов, мебели.)
4. труд в природе (уход за растениями, животными.)
Совместный труд детей и взрослых – самый действенный способ приучение детей к труду, как в семье, так и детском саду.
Следующим этапом программы по экономическому воспитанию дошкольников является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей социально-экономическим явлением – деньги. Дети с интересом знакомятся с данным явлением, и родители могут внести свою лепту по расширению у детей познавательного интереса к этому атрибуту нашей современной жизни. Очень важно донести до сознания детей связь понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают.
Программа рекомендует рассказать детям: что такое бюджет, из чего он состоит (из денег членов семьи, поэтому называется «семейный»). Привлечение детей к обсуждению семейного бюджета развивает умение считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи, например:
- как накопить деньги на желаемую покупку?
- можно ли купить игрушку, не оплатив основные расходы семьи?
- хочется купить билеты в театр, но деньги нужны на лекарство бабушке. Как быть?
При воспитании правильного отношения к деньгам с дошкольного возраста мы советуем родителям следующее :
-Посетите совместно с ребенком банк или сберегательную кассу. Объясните ребенку, каким образом деньги поступают на ваш счет, и как вы оплачиваете ваши счета, например, коммунальные услуги.
-Расскажите ребенку, что ежемесячно вы откладываете небольшую денежную сумму, чтобы приобрести новый автомобиль или отправиться в следующий отпуск. Так ребенок научится тому, что не все желания можно исполнить тотчас.
-Заведите для ребенка сберегательную книжку. Сюда он сможет откладывать деньги для возможных крупных желаний.
-Перед походом в магазин составьте список покупок и в дальнейшем придерживайтесь его. Так ваш ребенок научиться воздерживаться от участий в акциях, где привлекают покупателей.
-Дайте вашему ребенку задание сравнить цены на одни и те же товары в двух разных магазинах и купите там, где дешевле, а на сэкономленные деньги приобретите что-нибудь для всей семьи (например – мороженое, или печенье к чаю). Так ребенок научиться бережливости и разумному ведению домашнего хозяйства.
-Купите ребёнку копилку. Он сможет экономить деньги на карманные расходы и копить их на какую-нибудь дорогостоящую игрушку. Но копилка может иметь место в жизни ребенка только тогда, если не будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги у родителей, бабушки, папы лишь бы бросить в копилку, не зная, зачем они ему нужны.
Так дети знакомятся с деньгами их рациональным использованием. Учатся бережливости и экономичности.
Одним из этапов программы экономического воспитания является знакомство с таким ярким явлением современной социально-экономической жизни как реклама.
Для этого мы вместе с родителями уточнили знания детей о том, что такое реклама, зачем она нужна людям, кто её делает, зачем нужен закон о рекламе, всегда ли ей можно верить. Рассказали детям, кто делает рекламу, какие профессии нужны для работы в рекламном агентстве. Посоветовали родителям вспомнить случаи, когда им пришлось воспользоваться услугами рекламы, и она им помогла (покупка материалов для ремонта квартиры, новой косметики, электротоваров и др.).
Можно попросить родителей вместе с детьми придумать рекламу к рисункам детей по темам: «Продукция нашего города», «Одежда», «Телереклама» «Умные машины», «Моя любимая игрушка». В результате возникает интересное сотрудничество родителей и детей, сотворчество, которое их сближает, приводит к взаимопониманию и содержательному общению.
Очень важной, завершающей частью работы по экономическому воспитанию является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь человека. Она заключается в следующем. Люди много трудились, сделали нужные вещи, товары. Заработаны деньги, чтобы купить их; с помощью рекламы узнали, где их можно купить; приобретена нужная вещь, и она стала частью семейного хозяйства, теперь нужно знать, как пользоваться ею, чтоб она долго служила людям.
Экономика - это такая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Они нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в условиях семьи.
Мы советуем родителям, что знакомство с экономикой должно происходить естественно и непринуждённо. Это могут быть игры: («Кому что нужно?», «Кем быть?», «Семейный бюджет» и др.) , чтение детской литературы, авторские и народные сказки, загадки, пословицы, поговорки.
Нами разработаны некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:
-информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;
-участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
-создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;
-организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
Советы родителям, которые стремятся воспитать социально адаптированных в современных экономических условиях детей.
1. Рассказывайте детям о своей работе.
2. Не скрывайте от детей свое материальное положение.
3. Не приучайте детей к излишествам.
4. Формируйте у детей разумные потребности.
5. Учите детей бережливости.
6. Помогите детям осознать стоимость вещей.
7. Привлекайте детей к работе по дому.
8. Дети должны знать цену деньгам.
Семья - это реальная экономическая среда, в которой живёт ребёнок. Детский сад - некая условная ситуация, где дети, играя, закрепляют опыт, полученный в семье. Но только объединение двух аспектов поведения детей - условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.