Масленникова Ирина
Консультация «Способы духовно-нравственного развития посредством изодеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Обращаясь к истокам русской народной культуры можно выделить также художественное творчество и прикладное искусство.
Необходимо помнить, что окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. В таком случае у детей проявляется интерес, зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.
От нас с вами зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
Публикация «Консультация „Способы духовно-нравственного развития посредством изодеятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Знакомя детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов России. Также дети учатся умению составлять узоры, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.
Основная классификация народных промыслов России:
- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;
- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;
- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;
- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;
- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;
- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,
- Роспись по ткани - Павловские платки и шали
В своей работе мы чаще всего обращаемся к различным видам росписи, а также изучаем различные виды керамических изделий (слайд)
Детей можно включить в процесс изготовления народной игрушек из глины, соленого теста и их росписи. Этим самым дети приобретают трудовые навыки и навыки вообще работы с художественным материалом. Это воспитывает у них доброе отношение к окружающим, потребность делать людям приятное своими руками, получать радость от самого процесса дарения.
Важность работы по декоративно – прикладному искусству заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы.
Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры.
Родители также могут являться активными участниками процесса духовно-нравственного становления детей. Так, помогая ребенку изготовить игрушку на выставку декоративно-прикладного искусства в детском саду, взрослые вынуждены сами погрузиться в мир народного промысла, познакомиться с творчеством народных мастеров. Помогая ребенку взрослый, сам духовно обогащается. По каждому виду декоративно - прикладного искусства дети, совместно с родителями, создают серию альбомов народных промыслов «Вот так Чудо-Чудеса» в котором собраны потешки, сказки, песни, связанные с народными игрушками, предметами быта. Дети, при участии взрослых, находят интересные сведения о том или ином виде декоративно-прикладного искусства, изготавливают иллюстрации для альбома (рисунки или вклеивают фотографии своих поделок).
Суть духовно-нравственного воспитания состоит в создании условий, необходимых для того, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.
Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.