МААМ-картинки

Консультация «Современные образовательные технологии в работе учителя-дефектолога»

Евгения Родина
Консультация «Современные образовательные технологии в работе учителя-дефектолога»
▼ Скачать + Заказать документы

Мир, в котором живет, учится и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Найти значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная задача современного педагога. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Учитель - дефектолог, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор коррекционного процесса и учит детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.

Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если его чем-то не заинтересуешь. Современному специалисту необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Современные образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Эффективность использования той или иной технологии в коррекционной педагогике непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран. Смысл применения технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной дозированной помощи.

Одной из основных технологий в работе учителя – дефектолога является педагогическая технология личностно-ориентированного воспитания и обучения.

Планирование коррекционно-развивающей работы и контроль ее эффективности осуществляю с учётом возможностей и способностей обучающихся. Учитываю индивидуально-психологические особенности детей, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ребенка т. е. учитель - дефектолог постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью воспитателя; в) в чем эта помощь должна выражаться.

Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка учителем-дефектологом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе занятий применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)

Учебный материал не одинаков для всех участников коррекционного процесса. Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме, поэтому на каждом занятии решается проблема именно того ребёнка, с которым занимаешься, предоставляется возможность поработать над теми слабыми сторонами, которые больше страдают. Любая информация должна быть переработана учеником, поэтому необходимо задействовать несколько анализаторов при ознакомлении с новым материалом ("вижу", "слышу", "чувствую"). Нужно дифференцированно делить обучающихся на условные группы с индивидуальными типологическими особенностями (аудиалы, визуалы, кинестеты, а также учитываю уровень речевого развития каждого ребенка. На основании этого разрабатыать разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Например, фрагмент занятия учителя-дефектолога:

Описание животных по плану.

(План на доске).

Домашнее.

Части тела.

Покров тела.

Рост, размер.

Чем питается?

Детёныши.

Польза для человека.

Задание:

- Вы задумываете животное и описываете его по плану. Остальные ребята должны догадаться, какое животное ты задумал.

Образец:

Это домашнее животное. У него есть голова, туловище, четыре ноги, хвост длинный с кисточкой на конце, похож на верёвку. На голове рога, тело покрыто короткой шерстью. Высокого роста, крупного размера. Питается травой и сеном. Детёныш – телёнок. Человеку даёт мясо и молоко.

- Это корова!

(В это время ученики II-го уровня описывают животное по индивидуальным карточкам, в которых пропущены слова. А ученики I-го уровня выполняют такое же задание, используя слова для справок).

II уровень I уровень

Это домашнее животное. У него есть голова, туловище, четыре ноги и …. хвостик. На голове – рога. Тело покрыто длинной волнистой ….. Небольшого роста, среднего размера. Питается … и листьями. Детёныш – козлёнок. Даёт человеку мясо, …. и шерсть.

Это ….. Это домашнее животное. У него есть голова, туловище, … ноги и тонкий закрученный ….. Тело покрыто щетиной. Небольшого роста, среднего размера. Питается … и пищевыми отходами. Детёныш – …. Даёт человеку, щетину и кожу.

Это …. .

Слова для справок: желудями, четыре, поросёнок, хвостик, мясо.

Технология проектов

Особенностью проектной деятельности с умственно – отсталыми воспитанниками является то, что ребенок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел, спланировать деятельность по выполнению проекта, оценке его результатов. Поэтому нельзя говорить о полноценном применении проектной технологии в коррекции, а лишь о применении ее отдельных элементов или адаптированного варианта проектной деятельности. Проектная деятельность обучающихся с ОВЗ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги.

Педагог помогает выдвинуть идею, получить информацию, подобрать нужную литературу, различные материалы. Вместе обсуждается проблемная задача, пути реализации, способы преодоления трудностей. Необходимо учиться кратко записывать результаты и делать анализ своей деятельности. Внедряя в практику элементы проектной технологии, преследую следующие цели: учить самостоятельно приобретать знания и пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач.

Начинать знакомство с методом проектов необходимо с выполнения информационных и творческих проектов, которые являются наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы. От несколько вариантов проектов, которые можно осуществить: «Веселый алфавит», творческий проект «Кораблик», «Почему мы так говорим». Анализируя работу, можно сделать вывод, проектное обучение создает условия для творческой самореализации воспитапников, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты.

Игровые технологии

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования воспитанников к совместной деятельности.

Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Ребенок во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения.

В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.

В коррекционные занятия необходимо включать различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.

Нравятся ребятам игры: «Шумовые бутылочки», «Хлопни-топни», «Рыбалка», «Теремок», «Кто быстрее?», «Найди фигуру», «Закодированный ответ», «Игра в снежки», «Собери картинку», «Кто больше составит примеров?» и др. Также любят дети сюжетно-дидактические игры-инсценировки: типа «Магазин», «Семья», «Больница», где дети выполняют определенные роли. Особый интерес у детей вызывают задания, в которых участвуют герои сказок или мультфильмов. Очень интересны игры-путешествия, а также использование интерактивных.

Информационно-коммуникативные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-дефектолога является использование мультимедийных презентаций. Они позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность. В использовании мультимедийных презентаций можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Для повышения эффективности дефектологических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от дефектолога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу

Здоровьесберегающие технологии.

В коррекционно-развивающей деятельности возможноиспользовать комплексную оздоровительную работу с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения. Использую передовой опыт автора методик А. Л. Сиротюк "Коррекция обучения и развития школьников", "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики возможно использовать игры с пальчиками: "Разноцветные прищепки", "Пальчиковый бассейн", различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев. Также полезна пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии, что способствует синхронизации работы полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Многим детям нравится использование "Су-Джок" терапии (надевание эластичного кольца поочерёдно на все пальцы). Кроме развития познавательной и эмоционально-волевой сферы такой массаж пальцев является эффективным способом профилактики и лечения болезней.

Для восстановления работоспособности, снятия эмоционального напряжения у детей, их успокоения во время занятий проводятся релаксационные упражнения. Картотека релаксационных упражнений на сосредоточение на дыхании, на расслабление мышц лица, на расслабление мышц шеи, на расслабление мышц рук, на расслабление мышц ног, на расслабление всего организма.

На коррекционных эффективно использовать куклотерапию. Это способствует развитию активности, самостоятельности, творчества, эмоциональности, произвольности. Кроме всего перечисленного имеет психотерапевтический эффект. У ребёнка ликвидируются болезненные переживания, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.

Вывод.

Учитель - дефектолог, умело и эффективно владеющий современными образовательными технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Публикации по теме:

«Современные педагогические методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста». Обобщённый опыт работы«Современные педагогические методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста». Обобщённый опыт работы В современном мире образование и воспитание детей дошкольного возраста претерпевают значительные изменения. С каждым годом появляются.

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Современные образовательные технологии в работе учителя-дефектолога»
Опубликовано: 10 января 2025 в 17:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Современные образовательные технологии в работе учителя-дефектолога»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Родина (УИ 327760) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД