Ирина Белова
Консультация «Подвижные игры как средство развития выразительности движений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры как часть физической культуры занимают важнейшее место во всестороннем воспитании ребенка. Они отражают идеалы общественного воспитания, заложенные как общечеловеческой культурой, так и культурой отдельных народов.
Изучение современной психолого-педагогической литературы убедительно доказывает взаимосвязь между движениями, жестом, мимикой и состоянием психики, мыслями и чувствами человека.
Публикация «Консультация „Подвижные игры как средство развития выразительности движений у дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Уже в Древней Греции понимали взаимосвязь и взаимозависимость движения и психических процессов. По их мнению, движения, не имеющие иного источника, кроме чувственной природы, при всей их произвольности, относятся только к природе, которая сама по себе никогда не возвысится до грации. Грациозность, самовыражение в движении они относят к прекрасным проявлениям души. В произвольных движениях, где имеет место грация, там движущим началом является душа и в ней заключается причина красоты движения. По мнению древнегреческих философов, грация, красота не дана природой, а создается самим человеком. Ф. Шиллер писал, что техничными, красивыми, грациозными, выразительными движения человека становятся лишь бладодаря мысли.
Научное обоснование взаимодействия психики и мышечной деятельности внесли работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова об отражательной роли мозга. В работах В. М. Бехтерева и его сотрудников (Н. М. Щелованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина и др.) была подтверждена обратная зависимость двигательных и психических функций ребенка. Благодаря системному подходу психологической науки к познанию ребенка в комплексе всех свойств и особенностей становится возможным обосновать роль самовыражения через движения в подвижной игре в психокоррекции и интеллектуальном развитии ребенка.
В настоящее время имеются исследования, в том числе и зарубежные, отражающие влияние телесных поз на психику. Утверждается, что некоторые психические особенности человека имеют определенный мимический паспорт (К. И. Платонов, В. А. Белов и др.). По мнению специалиста из США ОрсонаБина, двигательные упражнения используются для психокоррекции, помогая человеку вернуться к первичной природе, снять эмоциональное напряжение. По его мнению, эмоциональное напряжение можно снять, используя упражнение «Велосипед». Важную роль в этом играет также «школа мяча». Она помогает свободному само-выражению, ведет к личностному совершенствованию. Ребенок привыкает открыто выражать свои эмоции, у него появляется возможность пережить обширный диапазон чувств. Эмоциональная рарядка помогает взаимодействию с другими детьми и взрослыми, поиску общения, вербальной работе над своими реакциями.
Методика М. Фелденкрайса имеет целью восстановление грациозности и свободы движений, утверждающих образ «Я», расширение самосознания и развитие возможностей ребенка и взрослого с помощью физических упражнений, осознание мышечных усилий. Через искусство самовыражения в движении формируется ловкость, умение найти наиболее эффективный способ движения.
Интересен подход к совершенствованию развития личности по методу Матиаса Александера. Он утверждает, что человеческий организм есть единое целое и деформация одного компонента влияет на все тело. Коррекция привычных телесных поз, их улучшение помогает создать правильное взаимоотношение частей тела и психики. Язык жеста не менее выразителен, чем язык слов. Цепкость и ловкость прекрасно развивается «игрой», формирующей свободу и выразительность жеста.
Известный русский актер М. Чехов доказал, что выразительный жест оказывает влияние на культуру мышления. Предлагая идти от движения к мысли, М. Чехов формирует связь между движением и словом, движением и эмоциями. Человек, многократно проделывающий одно и то же волевое и выразительное движение, получает в результате также соответствующую эмоцию.
При проведении подвижных игр значительное внимание следует уделять комплексному подходу в проведении игры. С этой целью детям читают художественную литературу, просматривают и обсуждают с ними мультфильмы, диафильмы, рассматривают картины, осуществляют наблюдение за окружающей природой, проводят беседы и используют другие методические формы подведения детей к осознанию сюжета и задач игр. В играх «День и ночь», «Море волнуется» и других, им подобных, при объяснении рекомендуется пользоваться сюжетным рассказом. Например, днем бабочки, жучки, насекомые, звери двигаются: летают, прыгают, ползают. Наступает ночь и все звери и животные засыпают в той позе, в какой застала их ночь. В игре «Сделай фигуру» предлагается придумать индивидуальные и коллективные фигуры по сюжетам: «Спортсмены», «Скульптор», «Зверинец» и др. с предметами и без них. При этом важное место отводится поощрению детей, придумавших необычную фигуру, красиво и образно ее выполнявших. Особенно поощряются дети, преодолевшие неуверенность, робость и достигшие выразительности движений.
В оценке ребенка за точку отсчета берется его собственное достижение, проявление им осознанности и творчества. Следует отметить, что каждый может и должен придумать свое движение, игровой образ, отражая в нем свою индивидуальность, неповторимость. К оценке выполнения заданий можно привлекать детей. Они способны анализировать, кто лучше, интереснее, точнее передает образ в движении. Выразительность движения, поэзия жеста, его одухотворенность играют важную роль в осмыслении движения, образности его воспроизведения.
Лучшему использованию двигательного опыта детей (при обучении физическим упражнениям) способствует формирование творческой направленности деятельности детей при обучении физическим упражнениям в подвижных играх.
Психокоррекционное воздействие физических упражнений осуществляется при использовании разнообразных игр с мячом (для разных положений рук, туловища, головы при отбивании мяча, пальчиковой и глазодвигательной гимнастики, включенной в физические упражнения.
Красота движения проявляется в совершенном физическом контроле, который позволяет телу властвовать над пространством и временем. Играя, ребенок удовлетворяет природную потребность в движении. Известно, что когда потребность удовлетворена, может развиться свободная сила воображения. Ф. Шиллер справедливо писал: «Реальность вещей — это их дело, видимость вещей — это дело человека, и дух, наслаждающийся видимостью, радуется уже не тому, что он воспринимает, а тому, что он воспроизводит».
Творческая активность имеет важнейшее биологическое значение и является движущей силой саморазвития каждого индивида, основой его здорового образа жизни.
Особое место в системе подвижных игр занимают спортивные игры. В дошкольных учреждениях используются только их элементы, подводящие ребенка к более сложным спортивным игровым действиям при дальнейшем его обучении в школе.