Масленникова Ирина
Консультация «Особенности развития речи ребенка в возрасте 3-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству.
У 3-летнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простых двухсловных фраз ребенок переходит к употреблению сложных фраз с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Словарный запас составляет уже 250-700 слов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи куклу в кроватку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложениях простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Он правильно использует в речи местоимения я, ты, мне, повторяет два числа в правильной последовательности, имеет понятие «один», «раз». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит», значение предлогов в привычной конкретной ситуации («На чем ты сидишь?», правильно произносит звуки [с], [з], [л]. Трехлетний ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.
Публикация «Консультация „Особенности развития речи ребенка в возрасте 3-х лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
К началу 3-го года у детей формируется грамматический строй речи. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками является важнейшей задачей педагогики раннего возраста. Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи. Дети начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения. В этом возрасте их речь под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. Становится более точным и осмысленным восприятие ребенком предметов, явлений. Он пытается найти сходство между предметами, сравнивает их, устанавливает между ними простейшие связи. Такая способность к различению и обобщению постоянно совершенствуется. Ребенок этого возраста в разной обстановке узнает знакомые предметы, независимо от их цвета, формы и размера, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни. Рассматривая игрушки, картинки, иллюстрации, он безошибочно называет знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный взрослым, например: «Чашка — это посуда, из чашки пьют». Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Он легко запоминает и повторяет за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.
На третьем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправильное произнесение слов сверстниками. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Он все чаще пользуется словами более сложными по слоговой структуре, состоящими из 3 и более слогов, хотя при этом еще не всегда может сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, слово «велосипед» может произносить как «апипед», «весипед»). Уровень мышления ребенка отражает его речь : он употребляет распространенные и сложные предложения. К концу 3-го года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов. Развитие речи происходит дифференцированно по времени, поскольку в этом плане многое зависит от условий речевого общения в определенной семье и от условий, в которых ребенок живет. Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что непосредственно окружает его в повседневной жизни, касается его лично и связано с его переживаниями. Существенно изменяется и воспитательное значение речи. В этом возрасте использование речи как средства обучения и воспитания значительно возрастает.
На 3-м году жизни у ребенка появляются разнообразные формы общения. Во время игры он делится игрушками, впечатлениями, обращается с просьбой, выражает отношение к действиям другого, дает советы, помогает другим детям. В это же время у ребенка наблюдается избирательное отношение к детям — он предпочитает общаться только с одним ребенком или у него такого отношения не формируется. В течение первых 3 лет жизни как совершенствуется понимание речи ребенком, так и формируется его активная собственная речь, которая начинает включать в себя выражения отношение между людьми и предметами.