Ольга Агафонова
Консультация «Особенности организации образовательной деятельности детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение в тему. Требования закона «Об образовании в Российской Федерации» для детей с особыми образовательными потребностями и детей с ОВЗ.
На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем – стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе дети с ОВЗ и особыми образовательными потребностями в здоровье. По различным причинам также дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходя в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют.
Темочки:
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
На протяжении последних нескольких лет государство уделяет пристальное внимание образованию, создаются и обновляются федеральные государственные образовательные стандарты, в ФГОС - основная задача которых, единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения.
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада. Дошкольный возраст – наилучший период коррекции психических функций. Поэтому дошкольное инклюзивное образование является первой, наиважнейшей ступенью в развитии детей и коррекции имеющихся нарушений, поскольку составляют основу дальнейшей жизни и деятельности ребенка.
ФГОС ДОО одной из основных задач определяет «обеспечение равных возможностей» для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и др. особенностей.
В Конституции РФ и Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования для данной категории детей, его индивидуализации и дифференциации, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества образования.
Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ОВЗ имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Требования закона «Об образовании в Российской Федерации» для детей с особыми образовательными потребностями и детей с ОВЗ.
Требования закона и особенность дошкольных групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися детьми совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений.
Цель таких групп – психологическая поддержка детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
- укрепить психическое здоровье воспитанников, способствовать восстановлению их психического равновесия;
- формировать эффективные способы психологической защиты;
- преобразовывать негативные, травмирующие чувства в позитивные;
- осуществлять накопление чувственных ощущений через практическую деятельность;
- развивать сохранные функции.
В связи одним из условий работы педагогов и специалистов ДОУ с детьми ОВЗ и детьми с особыми образовательными потребностями, необходимо планировать весь учебный процесс согласно требованием ФГОС, эти требования помогают обеспечить единство образования.
2. Основы коррекционного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями и детей с ОВЗ.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ОВЗ и с особыми образовательными потребностями надо знать всем субъектам, которые будут взаимодействовать с детьми. В процессе пребывания детей с ОВЗ и с особыми образовательными потребностями, дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо знать следующие положения коррекционной работы:
• включать в работу всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу;
• при оценке динамики продвижения детей с ОВЗ и с особыми образовательными потребностями сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;
• создавать для детей атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию детей, пониманию их ситуации;
• корректно и гуманно оценивать динамику продвижения детей. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ и с особыми образовательными потребностями, в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ и с особыми образовательными потребностями, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог, а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как: беседа с родителями; изучение медицинской карты ребенка; обследование физического развития; обследование психического развития; характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством педагога-психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальный образовательный маршрут, а также индивидуальное развитие определенного содержания.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов (педагога-психолога, логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с детьми ОВЗ и с особыми образовательными потребностями может быть построена следующим образом для каждого специалиста.
Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
• Осуществляет укрепление здоровья детей;
• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Медицинский персонал:
• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
3. Методы обучения и технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями и детей с ОВЗ.
Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи.
Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы : групповых, подгрупповых, индивидуальных.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями определяются методы обучения и технологии.
При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В процессе образовательной деятельности специалистов и педагогов в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.
Особое внимание при работе с детьми с ОВЗ и детьми с особыми образовательными потребностями следует уделить таким направлениям их развития, как:
- физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
- познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);
- социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);
- художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).
Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагогам в образовательном процессе рекомендуется использовать дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, лого ритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики). Важным направлением коррекционных мероприятий является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, а в старшем возрасте готовит руку к письму.
У многих детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями в той или иной степени наблюдается гиперактивность и синдром дефицита внимания. Это, безусловно, приходится учитывать при организации игровой деятельности дошкольников. Ведь у таких детей можно отметить импульсивность, очень высокую активность, неумение подчиняться правилам (заострять внимание на деталях, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому рекомендуется включать этих детей в подвижные коллективные игры поэтапно. Начинать целесообразно с индивидуальных игр и игр в малых подгруппах, и только потом привлекать их к коллективным играм. Желательно подбирать игры с четкими правилами, игры, направленные на снятие излишней двигательной активности детей.
Взаимодействие обычных детей и детей с особенностями способствует формированию толерантности и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.