Гульназ Кантимерова
Консультация «Методика приобщения детей к труду»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
Труд - это сложный вид деятельности и важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда - в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Публикация «Консультация „Методика приобщения детей к труду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Проблема приобщения к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К. Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.
А. С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива, считал, что его значение в обществе будет зависеть от того, насколько он готов к труду и как к нему относится. Одной из главных задач трудового воспитания А. С. Макаренко считал формирование у детей творческого отношения к труду и отмечал, что для решения этой задачи необходимо, чтобы у ребенка образовалась прочная привычка к трудовому усилию, тогда даже неприятная работа будет приносить ему радость. Говоря о труде маленьких детей, он также указывал на тесную связь труда с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.
Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление : ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями: здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву. Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
Анализ литературы великих педагогов прошлого времени: Г. Песталоцци, Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, а также учёных нашего времени Р. С. Буре, Д. В. Сергеевой, Е. И. Корзаковой, П. Г. Саморуковой, показал, что труд в природе имеет большое воспитательное значение, он является средством нравственного, умственного и сенсорного развития, а также развивает наблюдательность, любознательность, вызывает интерес к объектам природы. Дети в процессе труда получают знания о животных и растениях, учатся устанавливать простейшие взаимосвязи.
Основная часть
1. Трудовое воспитание в детском саду.
Труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка. Сегодня в обществе утрачено уважительное отношение к труду. Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей и не только физических. Она является важнейшим источником нравственного, эстетического, сенсорного и других видов воспитания. Естественно, что воспитание у дошкольников тех или иных трудовых навыков еще не решает задачи нравственного развития ребят. Однако оно имеет немаловажное значение для формирования личности ребенка, так как процесс овладения любым навыком или умением всегда сопряжен для него с проявлением воли, настойчивости, целеустремленности.
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Задача формирования привычки к трудовому усилию (привычки к доступному ребенку дошкольного возраста напряжению физических, умственных и нравственных сил, необходимых для умения решать трудовые задачи) впервые ставится программой в средней группе детского сада. Это требует от воспитателя глубокого понимания содержания задачи? сформировать у каждого ребенка 4-5 лет умение прилагать усилия в труде (физические, когда требуется что-то принести, и волевые, когда приходится заниматься порученным делом, несмотря на то, что сверстники играют, зовут его сооружать дом).
В старшем возрасте в трудовом воспитании важной задачей является воспитание навыков организации своей и общей работы и умение готовить заранее все необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить, в порядок рабочее место. В старших группах решается задача формирования элементарных навыков планирования и умения намечать последовательность работы, распределять обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т. д. Воспитатель при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми и умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Труд ребенка-дошкольника специфичен:
1. В силу своих специфических возможностей дошкольник не может производить общественно значимых материальных ценностей.
2. Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой.
3. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд ребенка не имеет постоянного материального вознаграждения.
4. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер; строится на принципе добровольности участия ребенка, исключает принудительность.
5. Несмотря на наличие в детском труде всех структурных компонентов деятельности, они пока находятся в стадии развития.
Закономерности становления трудовой деятельности своеобразно проявляются на разных возрастных этапах и даже в пределах одного возраста, что дает основание условно выделить специфические компоненты трудовой деятельности.
Компоненты трудовой деятельности
2-4 года 5-7 лет
Формирование навыков
Развитие орудийных действий. Орудийные действия - это действия, в которых один предмет-орудие употребляется для воздействия на другие предметы. Ребенок становится независимым в том случае, если он владеет необходимым объемом трудовых умений и навыков. У детей пяти-семи лет не только сформирован определённый трудовой опыт, но и развиваются обобщенные трудовые умения.
Постановка цели
На начальной стадии становления этого компонента дошкольники не умеют ставить цель. Ставит цель взрослый в совместной с ребенком деятельности. Дошкольники способны самостоятельно поставить цель труда.
Мотивы деятельности
На ранних ступенях побудителем трудовой деятельности выступает интерес к внешней стороне труда (необычность действия, привлекательное оборудование, желание действовать, как взрослый). Заметное место начинают занимать социально значимые мотивы в простейшей форме (порадовать близкого человека, стремление сделать ему что-то полезное).
Планирование
Все этапы планирования (организация работы, исполнение, контроль и оценка) осуществляются взрослыми в совместной Деятельности с ребёнком. Важным достижением старшего дошкольника является его способность самостоятельно планировать свою деятельность в доступных видах труда.
Отношение к результату
Дети двух-четырех лет не могут увидеть и оценить результат своих действий. Они увлекаются самим процессом. Не завершают начатое дело до конца. Главным компонентом трудовой деятельности является результат. Он становится значимым только на этапе старшего дошкольного возраста. Дети пяти-семи лет уже до начала работы интересуются тем, зачем нужна работа, кому предназначен её результат.
Самостоятельность
К пяти годам жизни дети действуют целенаправленно в отличие от младших дошкольников. В процессе привлечения к труду дети пятого года жизни проявляют большую самостоятельность, хотя она имеет исполнительский характер. Самостоятельность приобретает новую качественную характеристику - творческий характер. Ребёнок может начать трудиться по собственному побуждению и проявлять творчество и инициативу в процессе труда в доступных его видах. Ребёнок становится субъектом трудовой деятельности (овладевает позицией субъекта труда).
Проблемы становления ребенка как субъекта трудовой деятельности и самостоятельности как определяющего качества дошкольника в такой позиции принадлежит М. В. Крулехт. Суть педагогической технологии, разработанной М. В. Крулехт, лежит во вхождении ребенка в реальные трудовые связи : формирование операционально-технических способов осуществления целостных трудовых процессов как структурных единиц элементарной трудовой деятельности путем переноса системных знаний о предметном мире и труде взрослых на трудовую деятельность ребенка.
Данная технология выстраивается как поэтапная (пошаговая). Конструирование педагогического процесса осуществляется на основе взаимосвязи трех основных средств трудового воспитания : формирование системных знаний о предметном мире и трудовой деятельности взрослых; обучение детей целостным трудовым процессам; детская самостоятельная трудовая деятельность в повседневной жизни ДОО и семьи.
Первый шаг при вхождении ребенка в реальные трудовые связи - приобщение к современному миру (приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых).
Второй шаг - освоение позиции субъекта детского труда (формирование системы обще трудовых и специальных умений в процессе обучения целостным трудовым процессам).
Третий шаг связан с дальнейшим освоением позиции субъекта детского труда в повседневной жизни детского сада и семьи (приобретение навыков и умений решения житейских задач, самоутверждение, формирование «образа себя», осознание своих возможностей и способностей для проявления творческой индивидуальности).
2. Воспитание у ребенка ценностного отношения к труду.
Основная цель - воспитание у ребенка ценностного отношения к труду.
Ведущими принципами достижения цели выступают:
1. Принцип гуманности, что находит свое отражение в личностном подходе к ребенку.
2. Принцип ненасилия подразумевает: добровольность участия детей в труде, эмоциональную насыщенность детского труда.
3. Принцип целостности предполагает: необходимость рассматривать педагогами личность дошкольника как целостный феномен, учет многоплановости характера трудовой деятельности дошкольника.
4. Принцип субъективности. Реализация данного принципа предполагает осуществлять субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду.
Методические особенности в младшем дошкольном возрасте:
Ценностные ориентиры: помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности по самообслуживанию.
Основные условия:
1. Последовательное освоение ребенком деятельности самообслуживания от микро- до целостного трудового процесса.
2. Наличие у воспитателя многообразия приемов, стимулирующих стремление ребенка к самостоятельности, освоение способов самоконтроля, оценки результата и его коррекции для достижения удовлетворительного качества.
3. Гибкое изменение тактики педагогического руководства по отношению к конкретному ребенку в зависимости от его умелости, эмоционального настроя, индивидуальных способностей.
4. Создание в группе развивающей материальной среды, обеспечивающей стимуляцию контрольно-проверочных и оценочных умений в разных видах детской деятельности (труд по самообслуживанию, игра);
5. Взаимодействие воспитателя с родителями малышей.
Целесообразно использовать пошаговое конструирование педагогического процесса (три этапа).
Первый этап - приобретение детьми представлений о направленности, содержании и структуре процессов самообслуживания (умывание, одевание, купание, еда).
Ведущие средства приобщения к труду : взаимосвязь средств трудового воспитания.
Формы образовательных ситуаций:
• чтение коротких стихов и потешек;
• дидактические игры в малых подгруппах;
• совместная со взрослым трудовая деятельность;
• рассматривание дидактических пособий, в которых представлены игровые упражнения.
Доминирующие методы при организации совместной со взрослым трудовой деятельности :
• обыгрывание способа действия;
• показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий.
Второй этап - развитие контрольно-проверочных и оценочных умений в самостоятельной деятельности малышей по самообслуживанию.
Формы образовательных ситуаций:
• рассматривание картинок, изображающих рациональную очередность действий;
• совместная со взрослым трудовая деятельность.
Доминирующие методы при организации совместной со взрослым трудовой деятельности :
• использование меток;
• объяснение способа действия;
• контроль и оценка детской деятельности от лица игрового персонажа;
• совместная оценка взрослым и ребенком деятельности персонажа.
Третий этап нацелен на взаимодействие воспитателей и родителей по формированию у ребенка позиции субъекта посильного ему самообслуживания.
Формы работы с родителями:
• разъяснение родителям сущности «кризиса трех лет»;
• посещение родителями группы ДОО;
• просмотр и обсуждение с родителями видеоматериалов;
• участие родителей в диагностике по выявлению детской умелости в самообслуживании;
• индивидуальные консультации.
Методические особенности в среднем дошкольном возрасте:
Ценностные ориентиры - учить детей выполнять трудовые процессы целостно, от получения цели до результата труда; помочь освоить рациональные способы осуществления трудовых действий, учиться самим контролировать качество промежуточных и итоговых результатов труда.
Основные условия - целостное усвоения ребенком трудового процесса.
Ведущие средства приобщения к труду : взаимосвязь средств трудового воспитания.
Формы образовательных ситуаций:
• наблюдения за трудом взрослых (прачка);
• образовательные ситуации по трудовому воспитанию;
• игровые проблемные ситуации;
• рассматривание фотографий, где представлены основные этапы трудового процесса;
• дидактические игры;
• игра - труд.
Приоритетные формы организации детской самостоятельной трудовой деятельности : обязанности, длительные трудовые поручения, коллективный труд детей.
Доминирующие методы при организации детской трудовой деятельности :
• полоски бумаги со схематичным изображением последовательности действий дежурных;
• побуждение взрослого к поиску у ребенка ошибки при выполнении обязанностей дежурных;
• привлечение детей к оценке дежурных;
• похвала и благодарность взрослых за помощь в трудовых делах.
Методические особенности в старшем дошкольном возрасте:
Ценностные ориентиры — помочь ребенку освоить позицию субъекта в доступных для него видах трудовой деятельности.
Основные условия:
1. Помочь ребенку найти интересный для него вид трудовой деятельности.
2. Расширить спектр посильных трудовых обязанностей ребенка.
3. Ориентировать педагогический процесс на освоение минимума социального опыта трудовой деятельности (программа минимум).
4. Создавать условия для детской трудовой деятельности, направленной на раскрытие индивидуального творческого потенциала, максимально соответствующего склонностям и интересам каждого ребенка, зарождающимся половым предпочтениям (программа максимум).
Формы образовательных ситуаций:
• экскурсии;
• включение дошкольников в наблюдаемые доступные трудовые процессы;
• организация работы по подгруппам, составление детской кулинарной книги.
Доминирующие методы при организации детской трудовой деятельности :
• использование предметно-схематичных моделей предстоящей деятельности, опорных схем, моделей, чертежей;
• домашние задания.
Ведущие средства приобщения к труду : взаимосвязь средств трудового воспитания при предпочтении досуговой по интересам деятельности в кружках.
Организационные формы повседневного труда детей :
• обязанности;
• занятия по интересам.
Доминирующие методы при организации досуговой по интересам деятельности в кружках: методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, введение игрового персонажа
3. Самостоятельный труд детей.
Главная цель педагогов - найти комплекс средств, форм и методов эффективного педагогического взаимодействия, позволяющего поставить ребенка в позицию субъекта детской деятельности.
В современной теории приобщения дошкольников к труду основаниями для классификации форм организации детского труда выступают :
• сложность выполнения трудового процесса (простой и сложный);
• количество участников в трудовом процессе (индивидуальный, групповой, коллективный);
• характер выполнения трудовой деятельности ребенка (поручение, дежурства, коллективный труд);
• позиция взрослого и ребенка в труде (совместный со взрослым труд, поручение, обязанность, труд по собственной инициативе);
• наличие творческого начала в трудовой деятельности (репродуктивный, творческий).
Самостоятельный труд детей имеет определяющее значение в плане становления дошкольника как субъекта деятельности; является своеобразным показателем эффективности работы по приобщению дошкольника к труду.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на 4 вида:
· самообслуживание;
· хозяйственно-бытовой труд;
· труд в природе;
· ручной труд.
Самообслуживание - это деятельность ребенка, направленная на формирование навыков, необходимых для жизнеобеспечения, заботы о самом себе и, в значительной мере, необходимых для повседневных личных потребностей.
Методические приемы формирования самообслуживания:
1. Показ выполнения последовательности каждого элементарного действия.
2. Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности.
3. Подробные словесные комментарии взрослых, сопровождающие действия детей. Общее напоминание последовательности действий.
4. Объективная оценка результатов трудовой деятельности.
Младшая и средняя группы Старшая и подготовительная к школе группы
Умывание Умывание
Одевание Одевание
Прием пищи Прием пищи
Уход за личными вещами Уход за личными вещами
Учимся обслуживать себя Оказание помощи сверстникам и младшим детям
Учимся помогать другому
Методические приемы формирования навыков хозяйственно-бытового труда :
1. Показ и объяснение выполнения каждого действия в процессе совместного труда детей и взрослых; положительный пример взрослых.
2. Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности.
3. Непосредственная помощь взрослого детям при выполнении действий.
4. Объективная оценка результатов трудовой деятельности.
5. Привлечение детей для помощи другому.
Младшая и средняя группы Старшая и подготовительная к школе группы
Приобщение детей к элементарному труду по соблюдению порядка и чистоты в помещении группы и на своем участке ДОО. Закрепление умений детей по поддержанию порядка и чистоты в групповой комнате и других помещениях, на участке ДОО.
Помощь младшему воспитателю при накрывании на стол (подготовка к дежурству по столовой, воспитателю в подготовке к занятию. Совершенствование навыков дежурств с использованием элементов речевого и столового этикета.
Дежурство по столовой. Вводится со второго полугодия в младшей группе. Овладение навыками работы с бытовой техникой.
Дежурство по подготовке к занятию. Вводится со второго полугодия в средней группе. Освоение навыка стирки мелких вещей и кукольного белья.
Овладение элементарными навыками работы с тестом (участие в приготовлении пищи).
Труд в природе
Методические приемы формирования навыков труда в природе :
1. Показ и объяснение всего процесса по уходу за объектами целиком, а затем поэтапный показ трудового процесса.
2. Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности.
3. Подробные словесные комментарии взрослых, сопровождающие действия детей.
4. Использование художественной литературы для привлечения интереса детей к объекту труда.
5. Контроль качества выполняемой работы.
Младшая и средняя группы Старшая и подготовительная к школе группы
Приобщение к уходу за растениями и другими объектами уголка природы, к работе на участке (огород, цветник) в процессе совместной деятельности с педагогом. Самостоятельное и ответственное выполнение обязанностей дежурных по уголку природы.