Екатерина Демидова
Метод учебных исследований в ДОУ «Исследовательский фартук»
▼ Скачать + Заказать документы
Метод учебных исследований в ДОУ
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познании мира, он хочет его познавать.
Публикация «Метод учебных исследований в ДОУ „Исследовательский фартук“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Фартук
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В наше время, когда происходит активное проникновение научно-технического прогресса, во все сферы жизни человека возникает необходимость выбирать более эффективные средства при развитии познавательной активности детей и формированию у них навыков исследовательской деятельности.
Метод учебных исследований, который предлагает А. И. Савенков – это путь ребёнка к знанию через свой собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Особое внимание в обучении при применении исследовательского метода уделяется фактам действительности и их анализу. А слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.
Знакомство детей с исследовательским фартуком, позволяет удовлетворить стремления, желания и потребности детей в способах познания мира природы.
Уголки экспериментирования, должны быть полны оборудованием, такими как: весы, лупы, микроскопы, колбы, песочные часы. А объекты неживой природы, дополнены коллекции камней, ракушек, семян, листьев, веточек.
Необязательно использовать сложный и дорогостоящий материал. Можно сделать «исследовательский фартук» и карточки. Эти несложные приспособления позволяют руководить исследовательской работой ребенка, которая состоит из пяти этапов исследования. А можно поступить еще экономнее и создать фартук в электронном формате. Для проведения работы выделяем такие этапы как:
1. Выбор темы осуществляется путем выбора детьми карточки с картинкой. Примеры карточек вы видите на экране. Карточки можно расположить на доске или на столе перед детьми. После краткого обсуждения, направляемого взрослым, дети обычно останавливают свой выбор на какой либо теме – выбирают ту или иную карточку. При выборе темы надо склонять детей к тому, чтобы они выбрали то, что им действительно интересно и что интересно исследовать.
2. Естественно, что для детей составить план очень сложно и поэтому мы им задаем наводящие вопросы :
Что мы должны сделать в начале?
Как вы думаете, с чего начинают исследования ученые?
После каждого ответы ребенка мы выкладываем на стол карточку с этим действием.
Когда все карточки выложены, дети их выстраивают по порядку, в какой последовательности они будут искать информацию на выбранную тему. Это и будет наш план.
3. Следующий шаг – это сбор материала. Но перед тем, как мы начнем действовать по плану, надо договориться с детьми о способах фиксации полученных сведений. В моем исследовании дети делали заметки – рисунки, значки, символы на маленьких листочках.
Также нам нужно продумать и развивающую среду для поиска информации: часы, календари, телескоп, микроскопы; глобус (географическая карта мира)-для ознакомления с планетой Земля, со странами, различными климатическими зонами; познавательная литература: популярная энциклопедия для детей «Все обо всем», «Что есть что?», книги серии «Штрихи времени» И т. д.
4. На этом этапе дети должны проанализировать весь собранный ими материал, расположить в определенной последовательности для дальнейшего доклада.
5. И пятый этап – это доклад, где дети рассказывают, используя свои записи. Для доклада лучше выбрать ребенка с хорошо развитой речью.