Cветлана Лунева
Консультация для воспитателя «Организация исследований с детьми в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование исследовательской деятельности и создание условий, благоприятствующих речевому развитию старших дошкольников.
Задачи: 1. Формировать предпосылки поисковой деятельности.
2. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
3. Развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в совместной исследовательской деятельности.
4. Развивать творческие способности и эмоциональную сферу ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателя „Организация исследований с детьми в природе“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы-этого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель, но и источник творческого вдохновения, источник всех духовных сил человека, не только взрослого, но и ребенка.
Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Экологическое восприятие ребенка- это не только привитие ему любви и бережного отношения к природе. Это- познание ребенком себя, как части природы, ощущения целостности бытия, единства всего живого на земле. И в работе в этом направлении нам, педагогам поможет организованная познавательно-исследовательская деятельность. Так как дошкольники - прирожденные исследователи и склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, так как это заложено биологически. Ребенок стремиться к знаниям – ему все любопытно, через многочисленные почему? Как? Зачем?он пытается найти ответ на вопрос; представляет ситуации с намерением понять, как устроены вещи; узнавать новое о мире.
И в этом ему помогает воспитатель, создавая условия для познавательного развития. Изучив литературу по теме исследовательская деятельность детей, я определила для себя цели и задачи.
Александр Ильич Савенков более конкретно дал понятие структуре проведения исследования и я остановилась на нем.
Структура учебного исследования :
1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
2. Выдвижение гипотез.
3. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
4. Сбор материала.
5. Обобщение полученных данных.
6. Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)
7. Защита проекта.
Также в исследовательской модели познавательной деятельности использую следующие методы:
1. Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы.
2. Схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения)
3. Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность.
4. Метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем – либо, что он думает по этому поводу?»
5. Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
Содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности :
1. ЖИВАЯ ПРИРОДА.
-Растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия.
-Характерные особенности сезонов (времена года -температура воздуха, состояние осадков)
-Характерные особенности экологических систем (пруд - лес-луг-город)
-Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы.
Животные-растения; растения-растения; животные-животные; человек - природа.
-Характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам (строение, образ жизни, питание и т. д.)
2. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА.
-Свойства и признаки веществ (вода, воздух, песок, глина, камни)
-Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое)
-Планета Земля (атмосфера, смена времен года, частей суток, природные катаклизмы- вулканы, наводнения, ураганы и т. д.)
-Космос (Солнечная система - планеты, спутники, небесные тела и т. д.)
Для каждого конкретного познавательно – исследовательского взаимодействия нужен привлекательный момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.
Отправными моментами могут быть:
-реальные события, происходящие в данный период (листопад, снегопад, гроза и т. п.)
-специально «смоделированные» воспитателем.
-воображаемые события, происходящие в художественных произведениях.
-события, происходящие в жизни группы.
Предполагаемые результаты:
1. Проявление у дошкольников ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы.
2. Воспитание бережного отношения к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Формирование желания самостоятельно исследовать объекты природы, устанавливать причинно-следственные связи.
Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем :
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!