Наталья Порватова
Консультация «Использование инновационных педагогических технологий с целью повышения профессиональной компетенции»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Использование инновационных педагогических технологий с целью повышения профессиональной компетенции».
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Изменение роли образования спровоцировало развитие инновационного процесса. До недавнего времени ориентиром образования было развитие знаний, умений и навыков. Теперь образование ориентировано на развитие технологий и методов воздействия на личность. Введение инноваций в образовательный процесс –это требование времени. Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Темочки
• развитие индивидуальности воспитанников;
• развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
• повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
• стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
• повышение интеллектуального уровня детей;
• развитие креативности и нестандартности мышления.
• развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ :
-личностно-ориентированные;
-игровые ;
-здоровьесберегающие;
-технологии проектной и исследовательской деятельности;
-информационно-коммуникационные;
-технологии «лэпбук»;
-технологии проблемного обучения;
-технология «ТРИЗ»;
-мнемотехнология;
- технология портфолио воспитателя;
-технология портфолио дошкольника;
-«Утренний круг» и «Вечерний круг»
1. Информационно-коммуникационные технологии.
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация, слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, в старших группах на занятии можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему. Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста. Например, игра-путешествие по морю включает карту маршрута, по которой дети будут выполнять задания («Распределите цифры по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать») и двигаться дальше в своём «путешествии» (первая станция — история, вторая станция — животный мир и т. д.). А красочная презентация с красивейшими видами моря оставит у детей яркие впечатления.
2. Технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление. Технология проблемного обучения учит детей мыслить самостоятельно.
3. Проектные технологии.
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату. В процессе реализации проекта у детей повышается познавательная активность. Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:
• Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
• Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
• Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
• Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.
Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).
4. Применение лэпбука.
Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию. Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д. Лэпбук — удивительная книжка с заданиями, с которой дошкольники работают увлечённо.
5. Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности.
Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое. Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод — привычный для этого способ. Новаторским является использование так называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается. С использованием картинок становится понятнее схема проведения опыта. +9Работа с карточками опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. Дети проводят опыты, опираясь на информационные карточки, а также отмечают там все свои наблюдения. После проведённого опыта дети отмечают полученные результаты.
6. Технология игрового обучения.
Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы. Игровые технологии призваны сочетать игру и обучение. Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:
• По виду деятельности:
o двигательные;
o интеллектуальные;
o психологические и т. д.
• По характеру педагогического процесса :
o обучающие;
o тренировочные;
o контролирующие;
o познавательные;
o воспитательные;
o развивающие;
o диагностические.
• По характеру игровой методики:
o игры с правилами;
o игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;
o игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
• По содержанию:
o музыкальные;
o математические;
o социализирующие;
o логические и т. д.
• По игровому оборудованию:
o настольные;
o компьютерные;
o театрализованные;
o сюжетно-ролевые;
o режиссёрские и т. д.
Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.
7. Личностно-ориентированные технологии.
Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность дошкольника, отмечают личные качества каждого. Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся контролировать свои поступки. Совместная работа приучает детей уважать интересы других, а также выражать своё мнение в коллективе
Например, в первой младшей группе можно провести занятие «Свободный рисунок» с использованием нетрадиционных техник рисования (пальчиковое, ладошкой). В процессе творческой деятельности происходит социализация ребёнка и его адаптация в детском саду. В средней группе можно провести занятие по дизайну, например, в кулинарии. Ребята с удовольствием займутся украшением пряников или других кулинарных изделий. У каждого воспитанника будет возможность проявить собственное мнение, приобщиться к работе в коллективе. Подобные занятия актуальны и для старших дошкольников.
8. Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать культуру здоровья у дошкольников. Приёмы и методы направлены на формирование у ребят навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по ведению ЗОЖ. У ребёнка постепенно появляется осознанное отношение к заботе о здоровье и полезных действиях, на это нацеленных. Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться различными способами, например:
• контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима питания;
• выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой, закаливания;
• введение новых видов двигательной активности — детской йоги, стретчинга, танцев;
• проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематических игр;
• проведение коррекционных занятий с элементами арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии.
9. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
«ТРИЗ» – использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Цель использования технологии «ТРИЗ»-развитие у дошкольников мышления, поисковой активности, речи и творческого воображения.
10. «Мнемотехнология».
Мнемотехника – это своего рода схемы, в основе которых лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. Особое применение технология находит в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образное мышление. С помощью методов и приёмов мнемотехники упрощается процесс запоминания, развивается ассоциативное мышление и воображение, повышается уровень внимания, повышается уровень развития связной речи.
В результате использования «Мнемотехнологии» :
• Дети могут придумывать сказки на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.
• Активнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию с последующим воспроизведением
• Приемы работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения дошкольников
• Использование опорных рисунков способствуют быстрому заучиванию стихотворений.
11. Портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
12. Портфолио дошкольника.
Это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
13. «Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах. Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие, дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество, обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).
Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.). Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Задачи:
• сплочение детского коллектива;
• формирование умения слушать и понимать друг друга;
• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
• обсуждение планов на день, неделю, месяц;
• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.
Безусловно, инновационная деятельность, как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать :
• выбор направления инновационной работы;
• разработку концепции и программы инновационной деятельности;
• создание условий для реализации инновационного проекта;
• подготовку и грамотное введение документации по инновационной деятельности.
Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми воспитателю следует тщательно изучить все нюансы выбранной темы. Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.