Папки-передвижки

Консультация на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Альбина Исмагилова
Консультация на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад№5

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Воспитатель: Мурзакаева А. Ф.

Квалификационная категория: первая

Стаж: 23года

Задачи:

1. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Публикация «Консультация на тему „Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста“» размещена в разделах

2. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

3. Учить самостоятельно, пить из чашки и правильно держать ложку в руке.

4. Способствовать развитию элементарных навыков самообслуживания.

Ход выступления:

Основой полноценного физического развития ребенка раннего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. Основа здоровья человека- это чистота его тела, соблюдение им элементарных правил гигиены.

Благоприятным периодом для формирования культурно-гигиенических навыков является ранний возраст, т. к. именно в период от рождения до семи лет закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

С первых дней жизни при формировании культурно- гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть ребенок останется ребенком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение.

Период раннего детства - благоприятный период для формирования культурно- гигиенических навыков, воспитания у детей любви к чистоте, опрятности, порядку.

В раннем детстве, мы взрослые, обязаны формировать у детей умения (привычки) :

-сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки своим личным полотенцем;

- с помощью взрослого приводить себя в порядок;

- пользоваться личными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, туалетной бумагой, горшком;

- во время еды правильно держать ложку;

- знать назначение туалетных принадлежностей, что для умывания нужно мыло и полотенце, для еды нужна ложка и тарелка и бережно относиться к ним.

.Правила умывания ребенка.

В своей работе я применяю следующий алгоритм умывания.

- перед умыванием я настраиваю температуру воды в кране;

- прошу детей завернуть рукава одежды;

-показываю как намылить ладони до образования пены, после ребенок сам намыливает руки;

- смываем мыло под струей воды;

-набираем воды в ладони и умываем лицо;

- снимаем полотенце, вытираем руки и лицо.

При умывании проговариваем потешку с детьми:

Водичка, водичка

Умой мое личико

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Увидев свое отражение в зеркале, ребенок должен получить удовольствие, а взрослый подчеркнуть: Вот какой он стал чистенький и красивый, помогла водичка, мыло душистое, полотенце пушистое».

С формированием желания умываться, необходимо формировать у детей умение пользоваться горшком. Физиологическая потребность, как правило, возникает у ребенка через 20- 30минут после еды. Учитывая это, высаживаем ребенка на горшок до еды, но не сразу после еды. Ребенка необходимо научить чувствовать свою потребность в туалете. А для этого взрослому следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подает вам сигналов.

Как только ребенок оказался мокрым, следует обратить внимание и немедленно сменить одежду, дать ощутить разницу, когда ребенок мокрый и когда сухой, ощутить и понимать комфортность» сухости». И ребенок будет повторять, и повторять такие «желанные» процедуры и у него выработается навык.

Прием пищи – это сложный процесс, который требует координации и взаимодействия руки, глаза, рта. Ребенок должен уметь аккуратно принимать пищу: брать понемногу, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами: ложкой, салфеткой и вытирать рот после еды. Очень важно при формировании навыка обеспечить удобную посадку ребёнка за столом. Это важно для формирующейся осанки – опора на ноги позволяет выровнять спину и сохранить позу «над тарелкой» для аккуратного приёма пищи.

Посуда также должна соответствовать возрасту ребёнка : десертная ложка с выемкой достаточной длины и глубины (слишком плоская ложка не годится); тарелка для первого достаточной глубины (наполнять её следует до внутреннего ободка); чашка с прямыми стенками.

При кормлении проговариваю потешку.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот еда.

Не осталось и следа.

Одевание и раздевание

В процессе организации одевания и раздевания учим детей самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке. При помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках, аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Во время раздевания детей воспитатель и помощник воспитателя одновременно следят за несколькими детьми: одному помогают, другому подсказывают, с чего надо начинать раздеваться, третьему предлагают обратиться за помощью к товарищу и т. д. Должны постоянно побуждать детей к самостоятельности.

При одевании повторяем с детьми потешку:

1,2,3,4,5

Собираемсягулять:

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький,

Одели на ножки

Красные сапожки.

Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойны, стараемся играть с детьми в спокойные игры.

Возбуждённого ребёнка следует, прежде всего, успокоить, а потом укладывать спать.

Серенькая кошечка

Села у окошечка.

Хвостиком виляла,

Деток созывала.

-Где ж мои ребятки,

Серые котятки?

Спать пора ребяткам,

Сереньким котяткам.

Также учим детей пользоваться носовым платком:

- объясняем назначение носового платка;

-приучаем детей самостоятельно находить и доставать платок из кармана, побуждать к его использованию (в случае необходимости обращаться за помощью к взрослому);

-постепенно формируем у детей умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

Развитие культурно-гигиенических навыков совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Ребенку трудно привыкать к режиму, выполнению гигиенических процедур, всякое действие дается с большим трудом. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем его затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция : "Застегните", "Завяжите", "Оденьте". Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить ребенку волевые усилия. Велика роль взрослого в развитии волевых качеств.

Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с взрослыми. Самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример взрослого, его разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, упражнение ребенка в выполнении гигиенических процедур и доведение до автоматизма умение соблюдать правила личной гигиены. Освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает разумные требования, контролирует их выполнение, подкрепляет положительной оценкой, что помогает ребенку понять смысл соблюдения правил гигиены и приобрести навыки.

Навыки и привычки, прочно сформированные в раннем возрасте, сохраняется на всю жизнь, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Разрешите закончить свое выступление высказыванием одного из основоположников педагогики К. Д. Ушинского «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. … Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (1 часть) Карточка 1. - "Мы кушаем". Цель: учить детей правильно держать ложку в правой руке (в левой для левшей). - Кушаем аккуратно". Цель: учить.

Картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы» (2 часть) Карточка 9. - "Несём стульчик правильно". Цель: учить детей правильно брать стульчик м самостоятельно нести его к столу. - "Для чего нужна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Опубликовано: 9 июня 2024 в 10:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Исмагилова (УИ 460977) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД