Поянэ Ольга Юрьевна
Консультация «Активизация речевого общения с детьми»
…Чтобы научиться говорить, надо говорить.
М. Р. Львов
Речь — это существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, пополнять их для передачи последующим поколениям.
Для овладения ребёнком своевременной и качественной устной речью, ему необходимо обладать определённой речевой активностью, то есть вступать в контакт со сверстниками и взрослыми. При нормальном становлении речи этот процесс протекает сам собой, но если подкреплять его педагогически правильной организацией общения детей, то это позволит ускорить формирование речевой активности.
Публикация «Консультация „Активизация речевого общения с детьми“» размещена в разделах
Как известно, период интенсивного развития ребёнка протекает в дошкольном возрасте, поэтому в детском саду развитию речи необходимо уделять самое большое внимание. Обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение пересказу - всё это в комплексе даст положительные результаты, но только в том случае, если полученные навыки ребёнок будет включать в активную речь.
Компонентами речевой активности являются:
- быстрота речевых реакций в диалоге и в других ситуациях;
- выбор игр и игровых увлечений, связанных с речью;
- речевое воображение;
- активная реакция на поступок или высказывание других лиц.
Условия развития речевой активности:
- общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;
- умение преодолевать скованность, застенчивость;
- способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.
Рассмотрим систему психолого-педагогических воздействий для решения проблемы с речевой активностью:
1. Активизация деятельности детей
Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.
Например, игра «Зеркало». Педагог говорит детям: «Вы будете зеркалом, а я буду смотреться в него. Ну-ка, зеркальце, скажи, какое выражение на моём лице?». Используются два варианта определения мимики воспитателя: дети называют и показывают выраженное на лице эмоциональное состояние или самостоятельно, или с опорой на подсказку: «Мне грустно, когда на улице плохая погода. Мне рассказали смешную историю. Я ужасно боюсь грозы. Я очень рассердилась» и так далее. При продолжении игры «зеркало» не только называет выражение, но и копирует его.
2. Активизация компонентов речевой деятельности
Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых – это обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр в том, что дети не только получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.
Например, игра «Подбери признаки». Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указывают как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту, например: Лиса – рыжая, хитрая, пушистая и так далее.
3. Активизация речи в разных видах деятельности
Направлением этого блока является изменение социальной позиции через включение воспитанников в разные сферы общения и виды деятельности. Путём наглядности создаются проблемные игровые ситуации, и дети получат определённые роли. Активную речь детей в игре стимулирует возможность перевоплотиться с помощью костюмов, использование декораций, сюрпризных моментов и др.
Например, игра «Гости». Дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, ребенок) и гости. Детям предлагается пригласить в гости своих друзей, встретить их, познакомить с «мамой, папой». «Ребёнок» показывает гостям свою комнату, рассказывает об игрушках. «Родители» приглашают к столу, угощают чаем, сладостями, рассказывают о своей работе. Гости благодарят. Затем дети меняются ролями.
Таким образом, активизацию речевой активности стимулирует организация совместных видов деятельности, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий.