Оксана Левкина
Консультация «Правила общения с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение ребенка с взрослыми – необходимое условие полноценного социального развития. Поэтому необходимо обогащать положительный опыт общения ребенка с окружающими людьми, что бы ребенок стремился к общению.
Важно понимать, что негативный опыт общения в целом ряде случаев не побуждает, а «отвращает» ребенка от стремления к утверждению себя в мире человеческих отношений, может привести к возникновению защитных механизмов – «стены» между собой и человеческим миром, «слепоты» на окружающий мир: ребенок не отвечает на вопросы о людях, на картинках «не видит» людей, не играет с игрушками, изображающими людей и животных.
Публикация «Консультация „Правила общения с детьми“» размещена в разделах
Для психологического комфорта ребенка в детском саду, его эмоционального благополучия среди взрослых, получения радости и удовольствия от взаимоотношения с ними необходимы:
Раскрытие ребенку мир чувств, переживаний, различных эмоциональных состояний людей: как взрослых, так и сверстников;
Создание условий для доверительного общения ребенка с другими людьми;
Развитие стремления видеть и понимать радостное, печальное, спокойное эмоциональное состояния;
Развитие способности сдерживать себя и выражать чувства;
Воспитание умения использовать способы общения, принятые в обществе : приветливо здороваться и общаться, доброжелательно высказывать свои просьбы и предложения; благодарить за помощь; приветливо откликаться на просьбу товарищей; спокойно выслушивать ответ; выражать несогласие в приемлемой форме, не обижая другого.
Особенно важно поддерживать потребность в положительной самооценке, способствовать веры в себя, в свои силы («Я могу!», потребности в самостоятельности («Я сам!»).
Очень важно понимать, что ребенку необходима похвала и положительная оценка взрослого. Высказывая похвалу – одобрение, полезно выразить свои положительные чувства («Мне приятно, что тебе нравиться заниматься с конструктором», «Я рада, что ты пришел»). Если ребенок своим поведением вызывать отрицательные переживания у взрослого, нужно сообщить ему об этом («Мне неприятно, когда дети меня не слушают»). Для лучшего понимания ребенком взрослого и самого себя необходимо не только рассказать ребенку о своих переживаниях, но и «озвучить» чувства ребенка, показать, что взрослый готов разделить их («Я понимаю, что тебе трудно завязывать шнурки, но ведь на прогулке тебе захочется быстро бегать …», «Тебе грустно от того, что мама ушла … Пойдем поиграем с куклами. Ты будешь дочкой, а я мамой. Давай!»).
При обсуждении поведения ребенка целесообразно оценивать не личность ребенка в Целом («Хороший!», «Добрый!» и т. д., а его конкретные действия и поступки («Ты по-доброму поступила – помогла Мише наитии мяч»). Сравнивать достижения и поступки ребенка рекомендуется лишь с его же собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других детей («Ты нарисовала на много лучше, чем в прошлый раз», «Сегодня ты очень внимательно слушал и многое успел сделать»). Очень полезны игры по сюжетам сказок, народные игры, выразительные движения под музыку, пение, рисование.
При конфликте ребенка со взрослыми или сверстником важно «договориться». При этом важно выслушать детей, т. е. обязательно «озвучить» их желания. Потом сказать о своем желании или проблеме, а затем рекомендуется спросить: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» и т. д.