Тамара Ахполова
Консультация музыкального руководителя «Игровые методы и приемы в развитии артикуляции и голосового аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые методы и приемы в развитии артикуляции и голосового аппарата при формировании певческих навыков детей дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений работы музыкального руководителя. Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. К. Д. Ушинский придавал особое значение музыкальному воспитанию детей, отмечая его огромное влияние на их умственное развитие: “Без музыкального воспитания нет полноценного умственного развития ребёнка. Музыка – могучий источник мысли”.
Публикация «Консультация музыкального руководителя „Игровые методы и приемы в развитии артикуляции и голосового аппарата“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Музыкальные занятия являются основной организационной формой систематического обучения детей дошкольного возраста. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозора детей-дошкольников наряду с традиционными занятиями, которые выстраиваются по принципу многообразия видов музыкальной деятельности, я широко использую в своей практике тематические, комплексные, интегрированные, доминантные (по восприятию музыки, музыкально-ритмическим движениям, музицированию и т. п., а так же познавательно-тематические (по творчеству какого-либо композитора, о балете, оперетте, опере и т. п.).
Широко использую в своей практике занятия актерским мастерством. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Игра связывает детей между собой, со взрослыми в единое волшебное целое. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций.
В игре ребёнок приближается к решению сложных задач и жизненных проблем. Поэтому игра так важна. Познавательный момент, возникающий в процессе игры, является основой возникновения стимула к учёбе. Игра должна приносить удовольствие ребёнку, носить творческий и импровизационный характер, быть насыщенной эмоционально (соперничество, соревнование, состязательность). Игра снимает эмоциональное напряжение, а это очень важно в наше время, когда дети зачастую перегружены различными видами деятельности и физически очень устают.
Чем младше ребёнок, тем большую роль берёт на себя педагог. В дошкольном возрасте в основном используются ролевые игры (ребёнок должен быть способен к созданию воображаемой ситуации на словах и к участию в играх). Это необходимое условие для использования игры в качестве формы обучения.
Игровые методы направлены на достижение задач. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.
Игровые методы:
- воображаемые ситуации,
- дидактические игры.
Игровые приёмы. Средство повышения активности детей.
Игровые приёмы:
- внезапное появление объектов, игрушек, внезапное включение музыки;
- загадывание загадок;
- введение элементов соревнования;
- создание игровой ситуации.
Методы и приёмы могут быть практическими, словесными и игровыми. Для того чтобы занятие проходило интересно, нужно постоянно менять приёмы.
Перейдем к воображаемым ситуациям.
Игры - импровизации:
1. «Эхо!».Дети должны представить, что они в лесу. Они - эхо. Педагог поёт то громко, то тихо. Ребята должны точно повторить. Здесь мы решаем ряд задач: готовимся голосовые связки к пению, развиваем координацию слуха и голос, тренируем чистоту интонации.
2. «Цветы». (Подготовка певческого аппарата к занятиям, работа над певческим вдохом по средствам воображаемой ситуации).
Дети должны представить, что они находятся на лугу, где много прекрасных ароматных цветов (можно набросать цветов по залу). Они удивлены и с удовольствием вдыхают этот чудесный аромат. Показ педагога обязателен (вдох - рот свободно открывается от удивления, брови слегка приподняты). Это упражнение не только подготавливает голосовой аппарат и вдох, но и это хорошая работа в плане актерского мастерства. Ведь воображение и фантазия является одним из важных составляющих успеха актера. А как мы все знаем, идеальные актеры – это дети.
3. Артикуляционная гимнастика «Делай как я!».
а) Дети находятся в воображаемых машинах. С начала они едут по ровной дороге (упражнение- вибрация губ, далее по дороге, ведущий в гору (интонация повышается). Затем машина едет то на горку, то с горки (дети меняют интонацию).
Для следующего упражнения существуют игровые правила: вдох берём один раз. Это упражнение делается на развитие дыхания.
б) Наливаем в бак бензин. (Делаем вдох, а затем медленный выдох на «ПФ» или звук «У». (У кого из ребят длиннее выдох, кто дольше протянет звук, тот выиграл).
Следующие два упражнения помогают улучшить дикцию.
в) Нужно представить, что наш язычок, как у змеи (вытягиваем его вперёд, поднимаем кончик языка вверх, затем вниз, повторяем несколько раз).
г) Представим, что мы набрали в рот воды. Полощем зубы. Перекатываем воду из одной щеки в другую.
4. “Послушай тишину!” Это упражнение направлено на развитие у детей внимания, изобретательности, воображения, повышает у них интерес к музыкальным занятиям. Выполняя это задание, дети внимательно прислушиваются к окружающим звукам, затем пытаются воспроизвести их, используя музыкальные инструменты, игрушки, подручный материал.
5. Упражнение “Звучащие жесты”. Игра звуками своего тела: хлопки, притопы, щелчки. Данная игра знакомит детей с полифонией. (Предлагаю детям разделиться на три подгруппы и исполнить р. н. м. “На горе-то калина”)
В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Ещё В. Л. Сухомлинский отмечал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда «он живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии и творчества».
" Звучащие жесты"
" Послушай тишину"
Дети пытаются воспроизвести музыкальные инструменты.