Чайковская Наталья Александровна
Консультация «Музыкально-игровая деятельность — средство успешной адаптации детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей первой младшей группы.
Тема:«Музыкально-игровая деятельность- средство успешной адаптации
детей раннего возраста».
Подготовила музыкальный руководитель: Чайковская Наталья Александровна
Адаптация-наиболее безболезненное привыкание ребёнка к новым условиям, формирование положительного отношения к детскому саду, навыков общения.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные игры. Консультации
- Темочки
Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра. Использование игровых сюжетов на занятиях позволяет мягко включать в музыкально-игровую деятельность как малоконтактных, застенчивых детей, так и организовывать деятельность подвижных, активных. Музыкально-игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающих игры и упражнения.
Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
В период адаптации желательно придерживаться в игровой деятельности определенной системности. В период адаптации первоначальные игры должны быть направлены на сплочение детей друг с другом и воспитателем.
Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:
-знакомство;
-игры с использованием игрушек и предметов;
-контакт руками;
-телесный контакт.
Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют
соблюдения нескольких условий:
1)взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;
2)взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки, попевки.
3)взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.
4)взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.
5)эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок).
Многие из приведенных ниже игр очень просты и детям нравится повторять их многократно.
Полезно использовать игры на коленках. Прикосновение стимулирует выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту ребенка. Видя теплую и чуткую заботу со стороны педагогов, дети ощущают себя в безопасности и начинают испытывать доверие и привязанность к окружающим. Даже дети, которые сначала не идут на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались, постепенно видя, как весело другим деткам, откликаются на предложение поиграть с воспитателем.
Игра «Ехали, мы ехали»
Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку и изменяя движения соответственно тексту:
Ехали, мы ехали
В лес за орехами
На бочке, на бочке
По ровненькой дорожке
Темной – темной ночкой
По кочке, по кочке.
Утром - по оврагам,
Днем – по ухабам,
Заехали на горку,
И в ямку – бух! и др.
Этап знакомства-сближения со взрослым и детьми в группе завершается играми коллективными. По своему характеру это игры – забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Сочетание движений со словами помогает ребенку осознать содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой.
Для сближения детей друг с другом и с воспитателем могут проводиться следующие игры:
• «Ножки»
• «Пузырь»
• «Карусели»
После того как сближение детей в группе было установлено, дети могут начинать играть в совместные игры, организованные ведущим, в ходе которых происходило взаимодействие детей по той или иной роли, или по правилам. Это в основном подвижные музыкальные игры с правилами. Данные игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха, кроме того эти игры побуждают малыша к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками. Каждая игра учит детей согласованности движений, являющихся средством достижения игровой цели. Выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников.
Могут быть следующие игры:
• «Зайка»
• «Кошка и котята»
• «Воробушки и автомобиль»
После проведения совместных игр по роли и правилу детям могут быть предложены новые игры, в которых игровые ситуации максимально приближены к типовым сюжетам из реальной жизни. Детям очень нравятся такие игры, так как они адаптированы для наглядно-действенного мышления, а уже налаженный, благодаря проведению вышеизложенных игр, контакт со сверстниками сглаживают возникающие конфликты по поводу игрушки. В этих играх дети взаимодействуют друг с другом посредством предмета, роли и правила, усваивают их, возникают новые способы взаимодействия друг с другом, развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми навыками, вариативность игровых действий, действий в воображаемой ситуации, самостоятельности выбора предмета-заместителя, гибкости в изменении функции и названии предмета.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период:
-они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
-не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
-должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
-всем детям предлагаются одинаковые предметы;
-инициатором игры выступает взрослый.
Правила организации музыкальных игр в период адаптац
ии:[/b]
Правило 1:
Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре.
Правило 2:
Взрослый должен стать непосредственным участником игры.
Правило 3:
Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта.
Правило 4:
Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.
Правило 5:
Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!
Таким образом, музыкально-игровая деятельность с детьми раннего возраста в группе способствует созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка, сохранению и укреплению его здоровья, формированию адаптивного стиля поведения, стойкого интереса к общению со взрослыми и сверстниками.