Наталья Кримзюк
Консультация для родителей «Экологические игры дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая культура, экологическое воспитание…Эта тема очень актуальна в наше врем, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.
Воспитание экологической культуры у дошкольников – поможет заложить в них бережное отношение к природе, усвоить нормы и правила окружающего их мира. Потребность ребёнка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит их проявлять такую необходимую в наше время инициативу в сохранении нашего прекрасного и ранимого нашего окружающего мира.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, экологическое воспитание детей должно строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.
Самые первые игры по экологическому воспитанию проводят родители, порой сами того не подозревая. Прогулки на природе – парках и скверах, часто сопровождаются осмотром окружающих деревьев, травы, словом, всего того, что заинтересовала малыша в данный момент.
Игры с экологическим содержанием помогут не только познакомить ребёнка с окружающим миром, но сформировать систему социальных ценностей ориентированных на бережное отношение к природе. Окажут влияние на умственное развитие детей, так как во время игр дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание и память, развивается математическое мышление. Обогатится и словарный запас: дети узнают названия птиц, животных, растений, насекомых, научатся описывать их внешний вид.
Хотелось бы познакомить Вас с различными видами игр экологической направленности, которые вы сможете использовать для развития и воспитания своих детей дома, на даче, на прогулках, в лесу, в транспорте, на пикнике, на пляже.
В семье можно широко использовать дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, например: «Зоологическое лото», «Кто, где живёт», «Живая природа» и т. д. Время от времени на досуге играйте с детьми в эти игры. Это поможет ребёнку запомнить название растений и животных. Кроме того, рассматривая карточки лото, вместе вспомните, где вы видели такие растения, где встречали таких животных: поговорите об их особенностях и образе жизни, среде обитания, повадках.
С детьми можно играть и в словесно-дидактические игры, важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь и мыслительные способности ребёнка.
Когда взрослые заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится рядом и не знает, чем заняться, предложите ему: - Давай поиграем. Я буду загадывать вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. «Ну-ка, закрой глаза и открой рот!» - говорит взрослый и кладёт малышу в рот кусочек морковки, которую режет для супа. Ребёнок хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а взрослый как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить морковку на вкус несложно – каждый ребёнок пробовал её, сырую или варёную. Труднее выделить и назвать её характерные признаки: твёрдая, хрустит когда ешь, – сладкая. Можно положить ребёнку в рот капусту, свеклу, веточку укропа, лук и т. д. Ребёнок отгадывает и объясняет, как он отгадал «съедобную» загадку.
Можно предложить отгадывать фрукты или овощи на ощупь. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в руки яблоко, морковку или луковицу. Ощупав предмет, ребёнок должен отгадать и назвать его. Игра способствует развитию сенсорных способностей ребёнка и может долго его занимать; её можно разнообразить: класть в руки малышу то хорошо знакомые, то малознакомые предметы; то один, то два плода для их сравнении и т. д.
В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Мама с ребёнком возвращается из детского сада и заходит в овощной магазин.
Мама рассматривает товар на прилавке и решает, что надо купить. Чтобы скрасит ожидания ребёнка, она предлагает поиграть. – Хочешь узнать, что я буду покупать? – спрашивает мама и, получив утвердительный ответ, продолжает. – Я буду загадывать тебе загадки про овощи, а ты по описанию отгадай, что это. Слушай: растёт в огороде, на грядке, сидит в земле долго; сама круглая с хвостиком, тёмно-красная. Что это? Ребёнок, наверняка, отгадает, что это свекла. Можно ребёнку предложить самостоятельно придумать загадки-описания, это будет способствовать развитию его речи. – Теперь ты придумай загадку. Сходи к прилавку, посмотри, что там есть, и загадай мне. Я попробую отгадать. Старайтесь чаще играть с ребёнком в словесные игры – они не требуют особых условий и дополнительного материала.
Словесные игры развивают в ребёнке не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать, они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории.