Галина Тынянских
Использование дидактических игр для развития финансовой грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
дошкольников.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Основная форма обучения — игра.
Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет решить задачи по формированию у старших дошкольников основы экономических знаний.
Дидактическая игра
«Одень куклу по профессии»
Игра предназначена для детей от 4 – 7 лет
Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.
Игровые действия: поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.
Материал: плоскостные куклы (мальчик и девочка, рабочая одежда соответствующая данной профессии.
Ход игры: педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.
Результат игры: Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все профессии и куклы одеты в соответствующие костюмы. Выигрывает тот игрок, кто больше назовет профессий и правильно подберет соответствующий профессии костюм.
Дидактическая игра
«Доходы и расходы»
Игра предназначена для детей от 4 – 7 лет
Цель: Формирование основ финансовой грамотности. Познакомить с такими понятиями, как «доходы» и «расходы семьи.
Материал: 2 кошелька (зеленого и синего цвета, карточки с изображением групп предметов, изображающие «доходы» и расходы».
Ход игры: Играют от 2 игроков. Выбирают ведущего (ведущим может быть как взрослый, так и ребенок). Дети поочередно берут картинку, сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно определяют бюджет семьи, из чего складывается доход и расход.
Результат игры: Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, соответственно определять приоритеты.
Дидактическая игра
«Угадай, что где продается»
Игра предназначена для детей от 4 – 7 лет
Цель: закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных, обувных и т. д. ; учить различать магазины по их назначению, воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки.
Материал: Большие картинки с изображением магазинов, маленькие карточки с предметами товаров, которые продаются в различных магазинах.
Ход игры: Детям раздаются маленькие карточки, воспитатель даёт сигнал: «Игру начинай!". Дети подходят к столу и кладут свои карточки на клетки большой карты, где нарисованы разные магазины. Воспитатель проверяет правильность действий детей, поощряет тех, кто правильно нашёл нужный магазин. Игра помогает детям усвоить знания о том, что все, что нужно людям, покупают в магазинах, магазины бывают разные. В игре могут играть от 2 и больше игроков.
Результат: Соотносить предметы, изображенные на маленьких картинках, с названием магазинов на больших карточках. Выигрывает тот, кто не ошибется и первым закроет все клеточки магазинов, соответствующими товарами.
Дидактическая игра
«Кто трудится, кто играет»
Игра предназначена для детей от 4 – 7 лет
Цель: Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).
Материал: Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Ход игры: У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие). В игре могут играть от 2 и больше игроков.
Результат: Побеждает тот, кто быстрее правильно определит трудовые и игровые процессы и назовет их.
Дидактическая игра
«Что можно/нельзя купить за деньги»
Игра предназначена для детей от 4 – 7 лет
Цель: формирование понимания того, что не все продается и покупается за деньги. Главные ценности - отношения, окружающий мир, моральные ценности, дружба, солнце, мир.
Материал: цветные карточки с разными изображениями.
Ход игры: 1 вариант. Воспитатель показывает детям карточку, а дети говорят, можно или нельзя это купить и объясняют свой ответ.
2 вариант. Воспитатель раздает ребенку карточки, а ребенок отбирает в одну сторону, что можно купить, а в другую сторону, что нельзя купить за деньги. При этом объясняя свой выбор. В игре могут играть от 2 и больше игроков.
Результат: В конце игры воспитатель совместно с детьми, а затем дети и самостоятельно делает вывод, что есть вещи, которые можно купить за деньги и их надо беречь. Но есть в жизни главные ценности: здоровье, любовь, жизнь, природа, которые важнее вещей и их за деньги не купишь. Выигрывает тот, кто больше назовет правильных ответов.