Евгения Сюткина
Консультация «Музыкальная терапия вчера и сегодня»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель : Черемисина Т. Е.
Культуру какой бы страны мы не взяли, везде можем найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, т. е. в психотерапевтических целях. В колыбелях человеческой цивилизации - Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания.
Публикация «Консультация „Музыкальная терапия вчера и сегодня“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки - древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.
При помощи музыки он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души: скорбь, раздражение, жалость, ревность, страх, гнев, разнеженность, распущенность, горячность. Когда его ученики отходили ко сну, при помощи музыки он освобождал их от дневной смуты, очищал взволнованное состояние и приуготовлял в них безмолвие, хороший сон и вещие сновидения.
Он ещё полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья. Одним из психотерапевтических успехов Пифагора является усмирение им при помощи музыки греческого юношу, разъяренного изменой своей возлюбленной и хотевшего спалить её дом. Пифагор приказал музыканту-флейтисту поменять музыкальный лад исполняемой музыки и таким образом успокоил молодого человека.
Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать на душевные состояния слушателей связана с подражанием тому или иному характеру: «. музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение.
В античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки.
Суровый царь Ликург одобрял и даже сам сочинил музыку, и его войска никогда не шли в бой, если предварительно не были воодушевлены и подогреты звуками воинских труб и дудок.
Певец Орфей мог своим пением мягчить души не только людей, но даже диких зверей и птиц. Врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим.
Слушание музыки, исполняемой на цитре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения.
При лечении тарантизма (укуса паука) эффективным средством у итальянцев считались музыка и танец.
Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инфекциях.
Согласно А. Кирхеру, психотерапевтические возможности музыки заключались в её посредничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле. Музыка оказывает оздоравливающее действие.
Начало нынешнего этапа развитие музыкальной психотерапии берет с конца 40-х годов, когда во многих странах Западной Европы и США стали организовываться музыкально-психотерапевтические общества и центры.
Сегодня музыкальную терапию в более или менее широких масштабах применяют во всех странах Западной Европы, направляя её на широкий круг не только нервно-психических, но и соматических заболеваний.
В повседневной жизни, богатой сегодня разного рода трудностями и стрессами, музыкальная психотерапия может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми.
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают не только учащихся, но и учителей.
Растут нервно-психические нагрузки и перегрузки как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.
Поэтому выпускники школ сегодня должны владеть не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и обладать умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Одним из таких средств и является музыкальная терапия